Место: Смоленск. Творческая команда из двух столиц создала фестиваль для горожан
В Смоленске проходит фестиваль современной академической музыки и актуального театра, созданный творческой командой из Москвы и Санкт-Петербурга – режиссером Петром Чижовым, драматургами Ксенией Савельевой и Элиной Петровой, продюсером Юлией Леленковой.
Первым событием творческого форума стал концерт-перформанс, состоявшийся в одном из цехов Смоленской обувной фабрики, – «Музыка. Машины» прозвучали для зрителей в исполнении московских музыкантов «Геометрия Звука». Современная академическая музыка для перформанса написана композитором Даниилом Посаженниковым. В помещении бывшего пошивочного цеха (подобное выступление, кстати, состоялось впервые в нашем городе) зрители услышали скрипку, виолончель, арфу, мандолину и аккордеон. Переплетение классической музыки, историй простых рабочих и текста, в основу которого легли истории смолян, погрузили зрителей в мир когда-то работавших, а нынче заброшенных цехов.
На второй день фестиваля его участников и зрителей ждал спектакль-цикл, который продлился почти весь день. Спектакль-посвящение городу состоял из четырех самостоятельных частей, и начался он в 12 часов дня, а завершился после 7 вечера.
Сами организаторы признались, что для них это новый эксперимент: прежде четыре части постановки игрались отдельно. В этом году спектакли изменились, а зрители отметили, что этот цикл дал возможность еще лучше понять и прочувствовать жизнь города. Для подготовки представления были использованы документальные и архивные материалы.
Так, первый спектакль – «Опыт со зрителям» – дал смолянам возможность узнать город, в котором они живут, еще лучше, а также посмотреть на Смоленск глазами своего собеседника.
Следующим пунктом фестиваля стал уже знакомый интересующимся горожанам спектакль-променад «Карманный Смоленск». Его зрители и участники прошли по улицам, слушая в наушниках воспоминания и истории смолян разных возрастов и поколений. Смоленск 80-х, 90-х и 2000-х представлен в этом спектакле сквозь призму мнений и взглядов.
Третья часть спектакля называлась «Там был мой дом». Это история человека, который когда-то уехал из родного дома, а потом вернулся в него. Зрители оказались внутри старого дома, где и состоялся показ. Они следовали за актером, погружаясь в его воспоминания, слушая в наушниках историю, близкую каждому. Трогательный монолог длится в течение 40 минут.
Четвертой и завершающей частью этого дня стал концерт «Реквием», прошедший в областном Дворце культуры профсоюзов. Он был необычен: и музыканты, и зрители находились на одной сцене. Под аккомпанемент классической музыки режиссер Петр Чижов рассказывал, каким бы был Смоленск, если бы он был человеком. В основу текста для перформанса легли интервью с жителями областного центра, и по замыслу режиссера «Реквием» стал своеобразным прощанием с городом-личностью – тем Смоленском, каким он остается в воспоминаниях смолян, до того, как начинает меняться.
Побывавшие на спектаклях зрители отметили, что этот новый взгляд на Смоленск, представленный петербургскими драматургами и московскими музыкантами, важен для города: он заставляет любить Смоленск еще сильнее. А то, что все события происходили в камерной атмосфере, сделало восприятие зрителями города еще ближе и – более личным.
Напомним, проект документального театра «Место: Смоленск» приезжает в регион уже во второй раз.
В этом году он завершится 13 октября музыкальным променадом в Лопатинском саду, где прозвучат истории смолян, связанные с этим местом. Музыкальный аккомпанемент представит композитор Даниил Посаженников и его проект «Геометрия звука».
Подробности предстоящих событий можно узнать в официальной группе проекта в социальной сети https://vk.com/mestomusicfest
Фото: Елизавета Поварова
Анастасия Костикова