К Международному дню музеев. Бабушкина фата, «дедушкино» кресло и Ленин… из сахара
Как известно, основные экспозиции музея не могут вместить все произведения, которые вызывают интерес публики. Более того, бытует устойчивое мнение, что самые ценные музейные предметы хранятся в закрытых фондах. Доступ же в святая святых музейного собрания для рядового зрителя, даже на определённых условиях, закрыт. Накануне профессионального праздника, Международного дня музеев, который отмечается 18 мая, сотрудник Смоленского государственного музея-заповедника Ника НИКИФОРОВА знакомит читателей «СГ» с некоторыми раритетами из музейных запасников.В 2007 году музеем было приобретено вольтеровское, или, как его именовали в Европе, «дедушкино» кресло, изготовленное предположительно в Вене в конце XIX века. По словам бывшего владельца кресла Владимира Растихина, принадлежало оно писателю Михаилу Булгакову. В.Б. Растихин хорошо знаком смолянам – в разные годы он работал директором Смоленского отделения Бюро международного молодёжного туризма «Спутник», возглавлял областной драматический театр. Он был знаком с последней женой М.А. Булгакова Еленой Сергеевной и бывал в её московской квартире на Суворовском бульваре (см. gt;gt;>). В личной беседе Елена Сергеевна поведала ему о том, что это было любимое кресло писателя, сиживали в нём и бывавшие в гостях у Булгаковых Александр Фадеев, Константин Симонов, Александр Солженицын… После смерти Е.С. Булгаковой Владимир Борисович купил знаменитое кресло у её родственников и предложил его Смоленскому музею. Гобеленовая обшивка кресла требует реставрации, после которой оно, видимо, займёт место в Историческом музее.
В 2003 году Валентина Ивановна Крючкова подарила музею семейную реликвию – прекрасно сохранившийся подвенечный головной убор из воска, датируемый началом ХХ века. Искусно выполненный свадебный венок представляет собой трехъярусную композицию, а капельки воска воспроизводят форму бусин, цветочков и лепестков. Когда-то в этом чудесном уборе венчалась бабушка Валентины Ивановны.
Особый интерес представляет полностью сохранившийся, а потому уникальный мужской парадный костюм XVIII века. Редкость его в том, что это не фрагменты костюма, не разрозненные предметы, а именно полный комплект – образец модных тенденций той далёкой эпохи, состоящий из парчового камзола, жилета, штанов, пары белых шелковых чулок и туфель с пряжками. Принадлежал костюм потомственному почётному гражданину города Вязьмы Сергею Леоновичу Гайдукову, в этом роскошном облачении он присутствовал на коронации самого Петра I. Это ещё одна семейная реликвия, бережно сохранённая потомками С.Л. Гайдукова и ставшая экспонатом историко-археологического музея
В коллекцию драгоценных металлов входит удивительный несессер, которым вполне могут пользоваться жители страны Лилипутии. В футляр из скорлупы грецкого ореха помещены семь (!) серебряных предметов: напёрсток, игла, игольник, ножницы, проколка (заострённая палочка для прокалывания отверстий) и флакончик для духов, выполненный из синего стекла. Чудо-несессер изготовлен в Германии в XVIII веке и входит в коллекцию Марии Клавдиевны Тенишевой. Необходимо отметить, что княгиня, будучи ребенком, любила именно мелкие игрушки. Вот что пишет она во «Впечатлениях моей жизни»: «Мелкие игрушки я предпочитала крупным и могла часами, тихо-тихо притаившись… любоваться крошечными художественными бирюльками, которые прятались в особый шкафчик, купленный мною на собственные сбережения». В собрание музея-заповедника входят также два миниатюрных кукольных сервиза, принадлежавших Тенишевой, один из них можно увидеть в детском музее «В мире сказки».
Удивительный экспонат, являющийся своеобразным идеологическим абсурдом эпохи соцреализма, – барельеф В.И. Ленина из… сахара. Образ вождя мирового пролетариата ещё полвека назад присутствовал буквально везде – на вышитой салфетке, лежащей на столе сельского домика, на токарном станке, установленном в цехе крупного предприятия, на плакатах, знамёнах и орденах. В русле заданного партией курса почитания главного революционера планеты некоторые считали его человеком не только самым дорогим, но и самым сладким. В буквальном смысле. Шедевр, переданный Смоленску делегацией рабочих Узбекистана, являет собой вырезанный из спрессованного сахара барельеф знаменитого профиля Ильича, закреплённый на бархате. Разумеется, есть этот вполне съедобный «памятник» в те времена никто бы не стал. Не съели его и в музее, где он в конечном итоге оказался, – по сей день сахарный Ленин находится под зорким оком музейных хранителей.
Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить, что в Историческом музее продолжает работу выставка «Лавка древностей и редкостей», с которой «СГ» уже знакомила своих читателей. Данный выставочный проект даёт возможность увидеть одновременно более четырёхсот раритетов из фондов Смоленского музея-заповедника, редко выставляемых в силу невозможности их длительного экспонирования. Советуем поспешить с посещением выставки, ведь 15 июня все эти сокровища вернутся в запасники.
Автор благодарит за помощь и поздравляет с профессиональным праздником дружный коллектив музейных фондов.