Школа Сергеева
30 апреля исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося смоленского скульптора Альберта Сергеева. Накануне памятной даты мы встретились с некоторыми из его учеников и попросили рассказать об их учителе.Справка "СГ"
Альберт Георгиевич Сергеев родился 30 апреля 1926 года в деревне Левинки Тёмкинского района. Его отец Георгий Сергеевич был путиловским рабочим, участником Октябрьской революции. Мать Александра Ивановна – домохозяйка. В 1933 году семья переехала в Вязьму. В 1941 году Альберт окончил семь классов средней школы.
В 1944 году был призван в Красную Армию. Воевал артиллерийским разведчиком истребительно-противотанкового артиллерийского полка.
В 1950 году, после демобилизации из армии, он поступил и в 1955 году окончил Ленинградское художественное училище (ныне имени Н.К. Рериха) по специальности "скульптор-исполнитель". В том же году поступил и в 1961 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Академии художеств СССР.
В 1961 году приехал в Смоленск и стал преподавать на художественно-графическом факультете СГПИ. Тогда же Альберт Георгиевич стал членом Союза художников СССР. В 1975 году ему было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, а в 1986-м – народного художника России. В эти же годы, с 1962-го по 1986 год, он возглавлял правление Смоленской организации Союза художников РСФСР.
Произведения А.Г. Сергеева, участвовавшие на выставках в Москве и Ленинграде в начале 60-х годов, получили благожелательные отклики в центральной и местной печати.
Участника Великой Отечественной войны скульптора Сергеева всегда занимала тема увековечения подвига русского человека на фронте и в тылу. Этапными в его творческой биографии были созданные им произведения: "Скорбящая мать" (1963-1965 гг.), памятник советской гвардии в Ельне (1965-1971 гг.), памятник Александру Твардовскому и Василию Тёркину. Десятки скульптур установлены в Смоленске, Москве и других городах России.
В апреле 1996 года А.Г. Сергееву, народному художнику России, было присвоено звание "Почётный гражданин города-героя Смоленска".
В последние годы жизни им была завершена скульптурная композиция памятника княгине и князю Тенишевым. Памятник планируется установить в Смоленске.
За свою жизнь Альберт Георгиевич воспитал целую плеяду учеников, многие из которых стали талантливыми скульпторами. Благодаря ему в Смоленске возникло настоящее содружество ваятелей, последователей его школы.
Художник А.Г. Сергеев ушёл из жизни 12 декабря 2003 года. Похоронен в Смоленске.
Ольга Барановская, скульптор, член Союза художников России, дочь А.Г. Сергеева:
– Об отце рассказывать одновременно и просто, и сложно. Кроме всего, он был ещё и моим учителем. Вот вы спросили об истоках таланта. Папа часто говорил, что "90 процентов таланта – это труд!" То есть если человек хочет, старается, много работает, учится мастерству, то через определённое время сможет создать что-то своё. Папа сам очень много работал. Иногда годами вынашивал замысел произведения. Например, над известным всем смолянам памятником Твардовскому и Тёркину он работал почти всю жизнь. Набрасывал эскизы, лепил, доводил до совершенства. Благодаря его трудам Смоленщина получила не только замечательные скульптуры и памятники. В Смоленске выросло целое "гнездо" мастеров, прошедших школу Сергеева. Конечно, искра Божия в человеке должна быть, чтобы он вырос в художника. У папы такая искра, видимо, была. Но если в свои способности ничего не вкладывать, не работать, то ничего и не получится.
Он был моим учителем всегда – и когда я ходила в художественную школу, и когда училась на худграфе. Вот тогда он, наверное, и разглядел во мне будущего скульптора. Его имя, его влияние и помогало мне, и в какой-то мере мешало. Помогало в том, что учитель был со мной всегда: помогал, подсказывал, учил… Я выросла в его мастерской. Мешало потому, что все смотрели на меня как на его дочку. Вплоть до того, что якобы он за меня делает работу. А я старалась вообще не допускать его к своим работам.
К стыду своему, сейчас уже сознаю, что можно было бы у папы научиться большему.
Главным учителем в моей жизни он останется навсегда.
Валерий Гращенков, скульптор, профессор СмолГУ, член Союза художников России, член Союза журналистов России:
– Альберта Георгиевича с полным правом могу назвать своим учителем. Во-первых, я учился у него на худграфе в СГПИ. Поступил в 1970 году и все пять лет занимался у него на факультативе скульптуры, которым он руководил. Это был тогда самый активный факультатив на худграфе. Некоторых из нас Альберт Георгиевич приглашал в свою мастерскую. Мы помогали ему работать с материалом. Для нас это был бесценный опыт – поработать в его мастерской.
Впоследствии, уже после окончания худграфа, мы продолжали встречаться со своим учителем. Обязательно поздравляли его 30 апреля с днём рождения, выпускали импровизированные шуточные стенгазеты. Некоторые из них до сих пор хранятся в его мемориальной мастерской.
Даже когда я учился в Москве, в академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, в мастерской Льва Ефимовича Кербеля, приезжая в Смоленск, всегда заходил к Альберту Георгиевичу. По окончании учёбы вернулся в Смоленск и по предложению Альберта Георгиевича стал преподавать на худграфе. Одновременно помогал ему в работе над памятником Твардовскому и Тёркину. Затем была совместная работа над памятником Исаковскому.
Вот вы спрашивали, когда Альберт Георгиевич обратил внимание на мои скульпторские способности. Да с первых занятий на факультативе худграфа. И с тех пор постоянно следил за мной и помогал. По своему таланту он был очень известен, пользовался авторитетом в кругу художников как в Смоленске, так и в России. И нам, его ученикам, было лестно заниматься и учиться у такого знаменитого художника. В то время он также возглавлял Смоленское отделения Союза художников. Первым в Смоленске получил звание заслуженного художника. А впоследствии стал народным художником России.
Как истинный учитель, он не старался навязывать ученикам свою манеру творчества, не воспитывал ученика "под себя". Он учил "грамоте", законам искусства, применять которые каждый должен сам. Ученик не должен копировать мастера и оставаться похожим на него. Это Альберту Георгиевичу удавалось вполне. К тому же он старался в каждом ученике развить именно его интересы и наклонности. У кого-то это композиция, у кого-то – портрет.
Хотелось бы отметить его энергичность. Он везде "летал". В мастерскую врывался – как ветер, светлый свежий ветер. И везде успевал.
Пётр Фишман, скульптор, член Союза художников России:
– Для меня Альберт Георгиевич, безусловно, был тем человеком, который фактически определил дальнейшее направление моей работы в искусстве. Встреча с ним для меня была, как сейчас говорят, знаковой. С этого момента я стал вплотную заниматься именно скульптурой. Наверное, это можно назвать судьбой. Как и многие его ученики, я занимался у Альберта Георгиевича на факультативе скульптуры худграфа. Иногда не вылезал из мастерской сутками, почти ночевал там.
Учитель всегда нам помогал. В дальнейшем он давал мне рекомендации в Дома творчества (это было своеобразное повышение квалификации). Помогал советом и поддержкой, когда возникали проблемы, в том числе и проблемы непонимания со стороны коллег-скульпторов.
Кроме того, ещё со студенчества Альберт Георгиевич брал некоторых из нас, в том числе и меня, в "помоганцы", как он говорил. Образно говоря, это была работа подмастерья, которая является хорошей школой скульптурного ремесла. А не овладев ремеслом, нельзя стать мастером, художником. Сам Альберт Георгиевич был художником в самом высоком понимании этого слова.
В дальнейшем, видя моё усердие и ответственность, доверял мне выполнять подобные работы, в том числе и очень серьёзные. Это доверие дорогого стоило, и ни в коем случае учителя не хотелось подвести. Все виды скульптурного творчества я прошёл под его непосредственным руководством, в "школе Сергеева". Благодаря Альберту Георгиевичу, я освоил все виды работ со всеми материалами. Он был уникальным и универсальным скульптором, умел своими руками делать всё. И учил этому нас, своих учеников.
Я до сих пор хорошо помню его манеру работы, "его руку". И иногда меня приглашают в запасники, чтобы распознать, так сказать, работы Альберта Георгиевича.
Вот все отмечают его энергию, его работоспособность. Это так. А ещё он был мудрым человеком. К нему тянулись. Благодаря своей мудрости, он умел сплачивать вокруг себя абсолютно разных людей. Во все времена, в том числе и когда был председателем Смоленского отделения Союза художников России.
Он всем был нужен: его телефоны в мастерской и дома разрывались от звонков. Многие говорят, и это действительно так: по улице с Альбертом Георгиевичем ходить было просто невозможно. Все его приветствуют, здороваются. Он был очень известным в городе человеком и авторитетом не только в искусстве. В своё время он был членом обкома партии. Принимал участие в работе самых разных комиссий. Он был личностью.