Культура

Смоленский театр «Диалог» на фоне артгротеска

6 апреля 2011 года в 17:26
С 25 по 27 марта в Таллине проходил V Международный фестиваль любительских театров «Балтийский берег-2011».
Организатором «Балтийского берега» является таллинский театр-студия «Артгротеск» и его художественный руководитель Татьяна Буйнова. Режиссёр по профессии, выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Татьяна Буйнова, оказавшись в Эстонии, основала в Таллине молодёжный театр. Коллектив который представляет эту прибалтийскую страну на многих европейских театральных фестивалях. Достаточно сказать, что «Артгротеск» является лауреатом и дипломантом фестивалей в Швеции, Германии, Бельгии, Болгарии, Украине, Литве, Финляндии, Испании, Польше. В 2001 году по приглашению Вячеслава Полунина коллектив участвовал в III Всемирной театральной олимпиаде в Москве. Это помогло обрести творческие связи, а также обратить на себя внимание городских и государственных структур. Разумеется, всего этого могло бы и не случиться, если бы не уникальный таллинский Центр русской культуры, подразделением которого является «Артгротеск».
Русский культурный центр – это трёхэтажный особняк с прекрасным зрительным залом в самом центре Таллина, у подножия Старого города. В советское время здесь располагался Дом офицеров флота.
По словам директора центра Юрия Полякова, который, к слову, является депутатом Таллинского городского собрания от правящей центристской партии, с 2000 года здание находится на балансе города. Подобного Центра русской культуры нет ни в одной из соседних стран.
Интернациональный театральный форум «Балтийский берег-2011» собрал в эстонской столице семь коллективов-участников конкурсной программы. Кроме таллинского «Артгротеска» в конкурсе приняли участие молодёжные театры из Санкт-Петербурга, Клайпеды (Литва), Резекне (Латвия), Флоренции (Италия) и Смоленска. Наш город представлял театр-студия ДК профсоюзов «Диалог», который привёз на фестиваль «Женитьбу» Гоголя в постановке руководителя театра – заслуженного деятеля искусств РФ Виктора Зимина.
Вне конкурса в день открытия фестиваля был показан моноспектакль «Исповедь маски» берлинского театра «Русская сцена» по роману Юкио Мисимы. Почти полтора часа на сцене находился всего один актёр – Андрэ Мошой, выпускник Московского высшего театрального училища им. Б. Щукина. И огромный зал внимал ему, без преувеличения, затаив дыхание. Андрэ Мошой продемонстрировал блестящий уровень актёрского мастерства.
Яркий, гротескный спектакль привезли на «Балтийский берег» петербуржцы – театр «Ювента» РГПУ им. А.И. Герцена. Их полуторачасовой мюзикл «Симфония огня», созданный по роману Рэя Брэдбери «451#186; по Фаренгейту», благодаря избранному режиссёром углу зрения, с поразительной буквальностью совпадающему с сегодняшним днём, жюри отметило призом «За лучший актёрский ансамбль». Действительно, спектакль, как говорят в театре, многонаселённый, с большим количеством виртуозно выстроенных массовых сцен. И проблемы «Ювента» затрагивает серьёзные и животрепещущие.
Медиапартнёр фестиваля – популярное в Эстонии «Радио-4», которое ведёт трансляцию на русском языке, – специальным призом за музыкальные сцены наградил режиссёра-постановщика петербургского мюзикла Виктора Николаева, который также является композитором и автором песен.
Следующий спектакль фестиваля, «Запах», который представил театр «KOD» из небольшого польского городка Дебно, по интонации и актёрскому существованию явился полным контрастом громкой и сверкающей «Симфонии огня». Режиссёр польского театра Анатоль Вершовски создал спектакль по собственной пьесе, в которой повествуется о живущих в разные времена семьях скитальцев-евреев, которые ищут свой путь, свою родину. Жюри удостоило исполнителей мужских ролей в этом спектакле приза «За лучший актёрский дуэт».
Интересный по подходу к мировой классике спектакль показали артисты молодёжной студии «Йорик» из латвийского города Резекне. Режиссёр Илья Бочарниковс, новоиспечённый выпускник Школы-студии МХАТ, в качестве литературной основы для своего спектакля «Мы ждём перемен» взял шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». А в качестве музыкального фона в спектакле использована известная песня Виктора Цоя.
Вражда Монтекки и Капулетти в спектакле трактуется значительно шире, чем противостояние «двух равноуважаемых семей». Действие как бы перенесено в наше время, и эта вражда воспринимается как противостояние двух кланов, сложившихся по национальному принципу.
Создатели спектакля призывают соотечественников с разным мировоззрением не раздражать друг друга.
Очень симпатичный спектакль под названием «Счастливый принц» показали хозяева фестиваля. Спектакль о том, как важно добрые дела делать людям при их жизни. Признаюсь, была сражена фантазией режиссёра Татьяны Буйновой, которая сумела, не потеряв ни строчки, перевести на театральный язык написанную прозой коротенькую сказку О. Уайльда, где фактически всего два героя – ласточка и статуя принца. А спектакль получился с изрядным числом персонажей, красивый, динамичный, с легко узнаваемыми ситуациями. Заметно, что у актёров хорошая хореографическая подготовка. Рефреном проходит веками волнующий людей вопрос: «Счастливы ли вы?»
Театр «Ребус» из Клайпеды представил спектакль необычный по форме – поэтический. Сюжет прост: в привокзальный буфет заходит мужчина, который неожиданно начинает рассказывать историю своей любви стихами знаменитого литовского поэта Паулюса Сирвиса.
Наверное, если бы организаторы фестиваля задумали учредить приз зрительских симпатий, то его разделили бы русско-итальянский спектакль «Выход» в постановке Ольги Мельник (Центр интернационального театра, Флоренция) и «Женитьба» смоленского театра-студии «Диалог». Сужу по реакции зала и оживлённому обсуждению в театральном фойе и гардеробе.
Итальянский спектакль произвёл впечатление необычностью ситуации. Действие происходит в тюрьме, но спектакль очень весёлый. Трое говорящих на разных языках: двое мужчин (итальянец и француз) и одна женщина (русская) – оказываются заключёнными в общей камере. Они пытаются найти выход. Их общение на языке жестов, в котором забавно проявляется национальный колорит, а также неукротимая жизнерадостность чрезвычайно порадовали зрителей.
Смоленский театр «Диалог» на фоне артгротеска
Яркая, живописная «Женитьба» залом была воспринята с живейшим интересом. Очень понравились смоленские актёры. Многие мизансцены зрители сопровождали аплодисментами. К слову, это был единственный спектакль по русской классике.
Комментируя итоги фестиваля, театральный критик Борис Тух отметил современность трактовки смоленским театром гоголевской пьесы. Специального приза жюри «За лучшую женскую роль» удостоена исполнительница роли Агафьи Тихоновны актриса Юлия Степанова.
Остаётся добавить, что на международном фестивале «Балтийский берег» театр-студия «Диалог» уже во второй раз достойно представляет наш город, а также что в этом году финансовую поддержку театру оказали глава администрации Смоленска Константин Лазарев и постоянный спонсор «Диалога», бывший студиец Евгений Гитлин.
Премьера в Камерном: Лопе де Вега \"Дурочка\"
Михаил Давыдов - о мемориальном фестивале \"Янта\"

Другие новости по теме