Режиссёр Галина Карбовничая: Отсутствие любви – это ад!
Наш собеседник – режиссёр Смоленского театра кукол имени Светильникова Галина КАРБОВНИЧАЯ, только что с блеском выпустившая новый спектакль – «Мнимый больной» по пьесе Мольера. Это – работа театра для взрослой аудитории, причём актёры выходят на сцену не только с куклами, но и выступают как драматические артисты. На взрослого зрителя была рассчитана и предыдущая постановка Галины Алексеевны, «Клоп» Маяковского, ставшая взрывом в театральной жизни Смоленска (премьера состоялась два года назад, одна только наша газета опубликовала шесть рецензий!).Галина Алексеевна – выпускница Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Её первой работой в нашем театре кукол 18 лет назад стал «Хохлик». За эти годы последовало множество спектаклей для детей, отдельно отметим постановку «Все мальчишки – дураки» в Камерном театре, получившую гран-при на театральном фестивале в Подмосковье.
«Мнимый больной» и «Клоп» – это спектакли, придающие новое измерение театру кукол. Стремление ставить и решать новые задачи, искать новый язык – вот высокая миссия настоящего художника! Но как рождаются замыслы, как проходит путь от намерений сделать спектакль до третьего звонка? Поздравив режиссёра с успехом, мы попросили разрешения мысленно заглянуть в его творческую лабораторию.
- Галина Алексеевна, почему Мольер и почему именно «Мнимый больной»?
- «Клоп» – это был выбор театра, Мольер – это мой личный выбор, моя творческая инициатива. Директор Юрий Никанорович Бабин предлагал «Сон в летнюю ночь» Шекспира, я была против, потому что это пьеса многонаселённая – там очень много народу (смеётся), а у нас в театре около десяти актёров и очень скромная сцена. Я предложила «Мнимого больного». Так случилось, что я посмотрела фильм с Ефремовым, посмотрела постановку в Русском академическом театре в Минске, перечитала пьесу и подумала: очень современно! И не потому что про врачей, а потому что Мольер – очень страстный драматург, у его героев очень много страстей, всё на страстях! А сегодняшнее время, мне кажется, страстное. Сегодня люди живут страстями, притом – страшными страстями! Когда человек способен убить – легко! Бросить ребёнка – легко!.. Очень много страстей! И в этих персонажах легко можно найти и сегодняшних людей, мы очень похожи – мне так показалось.
Знаете, это очень банально: режиссёры смотрят чужую работу и понимают про себя: «Я-то думаю по-другому! Ты так увидел – хорошо, а я-то вижу иначе!» Вот со мной это и произошло. И я предложила именно эту пьесу, а не какую-то другую. Знаете, о чём я ещё подумала: всё-таки нам нужны молодые зрители, мы хотим, чтобы в театр приходила молодёжь, а в «Мнимом больном» молодые герои, которые любят, которым родители не разрешают встречаться… Для них это может быть знакомо. Хотя когда мы стали анализировать материал, я поняла, что там не только Арган виноват – там все плохие. И не просто чёрной краской помазано, а всё очень перемешано!
Главный герой – тиран… Кто-то в Москве ставил так, что он, наоборот, несчастный человек, который живёт в отсутствие любви – да, так мы же все звереем от отсутствия любви… И не только потому что нас не любят, а потому что мы не умеем любить! Если человечество живёт в отсутствии любви, это – ад!
Арган - Владимир АРБУЗОВ
- Насколько я понимаю, в вашем прочтении и «Клоп», и «Мнимый больной» – прежде всего разговор о любви…- Да, только у Присыпкина это любовь, настоящая страсть к вещам. Маяковский ведь очень интересные и серьёзные проблемы поднимал, и они актуальны на сегодняшний день. Человек не меняется, к сожалению. Я недавно смотрела интервью Занусси, – а он уже человек пожилой, – и его спросили: «Скажите, вы верите в человека?» он ответил: «Нет. Я верю в Бога». Человек не меняется! Почему сегодня актуален Мольер? Почему мне показался интересным «Клоп»? Потому что человек не изменился! Я пожалела Присыпкина. Я его не осуждала так, как осуждал Маяковский. То есть, людей духовно неразвитых принято осуждать, но они же люди!.. И когда общество, государство, в конце концов, не создаёт условий этим людям хотя бы для существования, не говоря уже о какой-то самореализации, наступает крен: вот эта тяга к вещам. Что сегодня, по-моему, очень актуально. Вот так появился спектакль, и мы как могли – об этом сказали.
- Можно ли рассчитывать на продолжение «взрослой» темы в театре кукол?
- Убеждена, у театра, если он сказал «а», должно быть и «б», но если театру не нужен этот пласт, – постановки для взрослой аудитории, – если он захочет оставаться только театром для маленьких детей – будет жаль проделанной работы. Тут очень многое зависит от руководства. Мне лично будет жаль, если актёры снова вернутся к зайчикам и белочкам, которых они играют 20, а то и 30 лет… Как-то все привыкли – мол, кукольники – это как младшие братья драматических актёров, а для нас, режиссёра и актёров, «Мнимый больной» – это событие, это ещё одна ступень, ещё одна школа!
- Когда мы с вами договаривались о встрече, вы настоятельно рекомендовали мне поговорить с художником-постановщиком спектакля, заслуженным художником России Николаем Агафоновым…
- Потому что спектакль придумывается с художником вместе. Как режиссёр работает над пьесой? Он берёт материал, начинает думать, анализировать. Как ему кажется, вот это – нитка, образно говоря, её можно вытянуть, эту линию провести… И когда более-менее складывается какая-то картина – не всё! – идёшь говорить с художником, и он становится твоим партнёром. И это – большое счастье, когда тебя художник понимает!
- Можно пример?
- Не бывает так, что ты сразу видишь весь спектакль сразу, целым – видишь какими-то картинками. В «Клопе» всё началось с того, что я увидела свадьбу. Для меня важно было показать, что человек – маленький, а вещи, которые он любит, которых он страстно желает, к которым стремится – огромные! Из-за этих вещей он предаёт любовь!.. Я увидела эту картину – застолье: большие предметы, большие бутылки, большие блюда с едой и – маленькие люди, – и всё! От этого и пошло дальше. И уже кукла в обычном своём понимании театра кукол здесь была не нужна – она нужна только как знак, как метафора, как символ. И вот я рассказала Николаю Константиновичу про эту сцену. Ему понравилось, и мы стали сочинять дальше.
- А главное художественное решение в «Мнимом больном»?
- С Мольером у нас система занавесов. Мы замкнули, закрыли сценическую коробку – мне нужно было показать дом Аргана – замкнутое пространство. Тут меня волновало не место действия – и Агафонов это понял – а эмоция, атмосфера дома. Нужно было глухое пространство. Однако если бы стены были сплошными, то актёры не смогли бы входить – выходить, а нам нужно очень динамично строить сцены, поэтому мы решили, что занавески висят подборами, лента к ленте, и тогда есть возможность быстрого передвижения в нашей замкнутой коробочке – можно проходить сквозь стены. Спектакль очень эмоциональный и динамичный. Так это и придумали – с Агафоновым.
- Вы перерабатывали текст?
- Безусловно, пьеса сокращается. Дело в том, что все режиссёры проводят так называемую театральную или режиссёрскую редакцию. Что-то выделяется как главное, что-то купируется, сокращается. Есть режиссёры, которые даже убирают каких-то героев… Мы героев не убирали, но очень серьёзно сократили текст, исходя из нашей линии. Её и прочесть, эту пьесу, нужно очень много времени, а сыграть – в 3-4 раза больше. Насколько я знаю, у нас из режиссёров только Някрошюс позволяет себе играть пьесы по пять часов, в три антракта. У нас один антракт, точно так же, как и в «Клопе».
Туанетта - Ирина МЕЗЕНЁВА
- В вашем прочтении история мнимого больного становится универсальной?- Я надеюсь… Надеюсь, потому что мне хотелось говорить про людей, мне бы хотелось, чтобы кто-то узнал себя или другого… Мне кажется, что сегодня все люди кричат «я», «я», «я есть! и должно быть только так, как я хочу!». Даже смешно: какая-то рекламная газета предваряет свой материал: «Это древнее искусство нумерологии, и когда вы это прочтёте, вы научитесь воздействовать на других людей и покорять их!» Сегодня человек хочет быть наверху, доминировать и воздействовать так, чтобы ему покорялись!.. Знаете, я человек уже немолодой; возможно, я прежде чего-то не замечала, но, мне кажется, раньше не было такого бешеного желания подчинять себе других людей. Это начинается с малого. Это начинается в семье, дальше идёт служба, карьера, а дальше следуют страшные вещи – криминал, когда люди убивают друг друга. И у Мольера это есть: Арган – он и есть хозяин. Он доминирует, он требует к себе внимания, потому что его никто не любит. Сегодня люди тоже не умеют прощать, хотя многие ходят в церковь – это очень доступно… Человек почему-то не способен полюбить другого, простить его недостатки, и вот у Аргана это и происходит в семье. Он одновременно и плохой человек, и несчастный, что-то есть и хорошее в нём, но он создал такую атмосферу в своём доме, что его никто не любит. И дальше происходят события пьесы…
- Меня зацепили ваши слова о том, что в «Мнимом больном» нет положительных героев, они все – недобрые. А как же дочь Аргана Анжелика? В вашей постановке она вовсе не отрицательный персонаж, так мне показалось. Маленькая Луизон – тоже, да и Клеант – добрейший малый...
- Я думаю, что плохие люди – это люди безнравственные. Маленькая Луизон получила дурное воспитание. Она научилась лгать, подсматривать, наушничать, интриговать. Анжелика, пройдя страшное испытание смертью отца, легко соглашается участвовать в его розыгрыше. Да, Анжелика и Клеант намного лучше других персонажей в этой пьесе, но они приняли условия существования этого общества. И они могут даже не заметить, как начнут становиться плохими людьми. Первый шаг уже сделан. Человек человеку – волк. Это изречение не зря звучит в нашей постановке…
- Спасибо огромное, Галина Алексеевна, за ваш дивный спектакль! Здоровья вам и добра! Поздравляем с Международным днём театра! Надеемся увидеть ваши новые работы!
Диафуарус - Роман АРСЕНЬЕВ, Анжелика - Ольга ВОРОНИНА