В Смоленске открылась «Голландия Рембрандта»
В 2019 году исполняется 350 лет со дня смерти Рембрандта ван Рейна. Художественная галерея приглашает на открытие выставки, посвященной XVII веку – «золотому» для голландского искусства, науки и торговли.
На выставке представлен 41 офорт из фондов Смоленского музея-заповедника. Большинство из них ранее не экспонировались. Коллекция графики Смоленского музея дает хорошую возможность познакомиться с произведениями ведущих голландских художников и погрузиться в атмосферу этой страны. В обновленных Нидерландах в XVII веке происходит подлинный расцвет живописного и графического искусства и, в частности, офорта как одного из видов гравюры. В Голландии искусство офорта по своим творческим достижениям стояло наравне с живописью. Значение офорта в истории гравюры велико в связи с тем, что практически впервые не отдельные мастера, а целая национальная школа стремится отразить в искусстве реальный быт, конкретную природу своей страны, впервые гравюра ориентируется на чувства обычного человека. Присущая голландцам новизна сюжетов, новый образный строй, новый художественный идеал значительно отличают их графику от европейской гравюры XV-XVIII веков. Именно в этом стремлении к познанию мира в его реальных, непосредственных формах состоит огромная заслуга голландских офортистов.
На выставке представлены офорты с работ выдающихся мастеров: Рембрандта ван Рейна, Адриана ван Остаде, Яна Бота, Николаса Берхема, Кареля Дюжардена, Антони Ватерлоо и других мастеров. Как и картинам, графическим композициям присущ ярко выраженный национальный колорит, самобытность, они отмечены особым вниманием к деталям при сохранении целостности образа. Исключительная роль в развитии офорта принадлежала Рембрандту Харменсу ван Рейну, великий голландец оставил около трехсот офортов. Известно, что Рембрандт самостоятельно овладел искусством офорта и добился в этой технике невероятных высот. Пространственно-временное решение его композиций основано на тончайших светотеневых градациях, текучести масс и линий. Как в живописи, так и в офорте художник передавал сложное эмоциональное состояние, тончайшие движения души своих персонажей, создавал пространство, исполненное драматизма, переводя религиозные сюжеты в мир человеческих переживаний. Свод картин, гравюр и рисунков на библейско-евангельские сюжеты называют «Библией Рембрандта». На выставке представлен его офорт «Снятие с креста».
Одновременно с Рембрандтом и немного позднее работали блестящие мастера «итальянизирующего» направления: Ян Бот, Карел Дюжарден, Николас Берхем. Голландские мастера с большой теплотой изображали окружающую действительность, передавали непосредственный характер крестьянского и городского быта. Начиная с первой трети XVII века северные художники стали путешествовать по Италии, их привлекала волшебная атмосфера этой страны, ее теплый колорит. Офорты голландских итальянистов чаще всего сделаны по собственным картинам, посвященным южной природе с органичным включением фигур людей и животных. Воспроизведениями живописных композиций Николаса Берхема особенно известен гравер и издатель Данкер Данкертс. В композиционном построении пейзажей Бота чувствуется влияние ведущего мастера французского классицизма Клода Лоррена, длительное время жившего и работавшего в Риме. Офортам Бота свойственна особая тонкость и воздушность штриха. Его идеализированные пейзажи гармонично дополнены чисто голландской трактовкой натуры.
В отличие от популярных итальянизированных ландшафтов, виды голландских деревень и незамысловатые жанровые сцены не пользовались повышенным спросом у заказчиков. Антони Ватерлоо – блестящий мастер пейзажной гравюры, творчество которого долгое время было малоизвестно. Основная тематика его небольших по размерам композиций – тихая деревенская жизнь, гористые местности, лесные мотивы, иногда с включением мифологических и религиозных сюжетов. Его гравюры отличаются легкостью исполнения и верной передачей природы, исключительно разнообразным и точным изображением деревьев и растений, тщательной проработкой мелких деталей. Впервые работы художника были опубликованы в 1795 году Адамом фон Барчем. Гравюры Ватерлоо в старинных оттисках пользовались спросом коллекционеров как произведения, выражающие простое, наивное отношение художника к действительности и замечательные по мастерской выдержанности перспективы. Его пейзажи по праву принадлежат к лучшим образцам голландской графики XVII века.
Представление о творчестве целого ряда старых мастеров дают гравюры Вильяма Унгера – немецкого художника, графика, иллюстратора. В своих работах, исполненных офортною иглою и затем пройденных резцом, он верно передает не только содержание копируемых оригиналов, но и манеру их исполнения, характерные особенности живописцев, которым они принадлежат. Отличное владение рисунком, умение пользоваться тем или другим приемом своего мастерства составляют главные достоинства этого художника, чья творческая деятельность пришлась на вторую половину XIX столетия и первую треть ХХ века. Выставка включает значительную серию офортов, выполненных Унгером по живописным оригиналам таких мастеров как Франс Халс, Рембрандт ван Рейн, Антонис ван Дейк, Адриан ван Остаде, Ян Стен из собрания Кассельской художественной галереи. Эти гравюры дают полное представление о творчестве знаменитых нидерландских мастеров периода «золотого века», представляя возможность познакомиться с тем, как интерпретировали явления окружающей действительности знаменитые нидерландские мастера.
6+