Вслед за алыми парусами
Культура

Вслед за алыми парусами

24 января 2019 года в 22:41
272

В КВЦ имени Тенишевых проходит выставка пленэрных работ «Осенний Батилиман». В экспозиции представлена живопись и графика трёх смоленских художников: Веры Самариной, Александра Долосова и Марии Потаповой. Все произведения написаны во время всероссийского пленэра в Крыму…

Два года назад Вера Самарина и Мария Потапова уже показывали в КВЦ свои работы, написанные в Крыму во время подобного пленэра. Теперь к их компании присоединился Александр Долосов. И, конечно, потребовалась гораздо большая площадь под экспозицию – поездка оказалась очень плодотворной для творчества.

– Мы сами ждали эту выставку с большим нетерпением, – признался исполняющий обязанности директора КВЦ имени Тенишевых Александр ВЯЛЫХ. – Потому что один из её участников – наша сотрудница Мария Потапова. Естественно, что когда она вернулась с этого пленэра, то много рассказывала, как там всё было. И понятно, что все мы хотели увидеть это в её работах, которые представлены здесь. На мой взгляд, они изумительны. Как и произведения двух других участников выставки.

Урочище Батилиман – западная окраина южного берега Крыма. Название месту дали древние греки ещё до нашей эры, и дословно его можно перевести как «глубокая вода».

– Место это удивительное, – считает заслуженный художник России Вера САМАРИНА. – И главное – не курортное. Там нет променада, ларьков и бутиков – только 179 бетонных ступенек к морю. И камни. Отвесные горы, на которых занимаются скалолазы. И всю красоту, которую мы увидели, мы постарались изобразить в наших работах. И очень хотим, чтобы зритель это почувствовал.

Публика на открытии выставки на восторги и добрые слова не скупилась. Работы художников бурно обсуждали, рассматривая в деталях, и сравнивали, выискивая похожие мотивы.

– Интересно, что все три автора такие разные, – замечает Татьяна БЫКОВА. – Какие-то милые детали у Александра Долосова, ветер и свет у Марии Потаповой – очень смело написано. У Веры Евгеньевны объёмные и живые работы…

Чайка на камнях. Сбившееся на ветру полотенце на верёвке. Яркие цветы и причудливые сплетения корней и веток деревьев. И, конечно, море: спокойное, штормовое, на закате и рассвете, с бликами солнца и барашками волн… И алые паруса.

– У нас были две поездки – в Балаклаву и Херсонес, – рассказывает Вера Самарина. – Балаклава – это окраина Севастополя, портовый и курортный город. Там мы и увидели алые паруса, которые каждый отметил в своих работах.

– В Балаклаве вся набережная была усеяна лодками, – дополняет Мария Потапова. – Столько разных мотивов – глаза разбегались. А потом мы увидели этот алый парус, и он всё решил. Сразу всплыли ассоциации с Грином. Тем более что было время перед закатом, когда солнышко только начинало садиться, и паруса особенно горели, подсвеченные его красным светом. Это оставило незабываемые впечатления…

Сам пленэр проходил прошлой осенью, с 15 по 26 октября. В нём приняли участие десять художников из Крыма, Смоленска, Курска и Белгорода. Все – живописцы, за исключением Веры Самариной. Впрочем, её графика выглядит не менее живописной, чем масло…

Море, ветер и барабулька. Несколько вопросов художникам

К сожалению, Александр Долосов прийти на открытие выставки не смог. Поэтому в общении с журналистами Вере САМАРИНОЙ и Марии ПОТАПОВОЙ пришлось отдуваться за троих…

– Для начала – несколько слов об общем впечатлении от пленэра…

Вера Самарина: – В этом году у нас была довольно большая группа – десять человек. Причём все мастера своего дела, увлечённые работой. У нас в девять утра был завтрак, и очень часто кто-то приходил на него уже со свежим изображением рассвета.

Вообще, у крымчан-живописцев есть свои особенности: они в творчестве очень яркие, смелые, лихие. Работают мастихинами широко и свободно, так что есть чему поучиться.

Мария Потапова: – Мы в этот раз не испугались и поехали осенью. И нам повезло в том, что погода была очень противоречивой и изменчивой. Мы застали и спокойные солнечные дни, и штормовые. Особенно в конце нашей поездки были такие сильнейшие порывы ветра, что всё это буйство стихии просто просилось на холст.

К тому же в прошлый раз мы ездили в конце весны, а нынче осенью – это совсем другие краски. Море ведь даже в течение дня несколько раз меняет свои цвета и оттенки, а тут другое время года.

Как признавались сами крымчане, мы, художники, постоянно гонимся за природой и не можем её поймать. Потрясающая красота – это просто завораживает. А Вера Евгеньевна так умело передала все нюансы карандашом – как раз это буйство стихии и красок.

– Вера Евгеньевна, откройте секрет: как вам удаётся быть такой живописной в графике?

В. С.: – Наверное, где-то во мне всё-таки сидит живописец. Мне скучно без цвета. Я понимаю, что чёрно-белая графика – это классика, но сама работать в таком монохроме не могу. Мне цвет помогает правильно расставить акценты. И вообще так кажется наряднее – может, это чисто женское восприятие. Мне тоскливо без красок, поэтому у меня даже печатная графика вся цветная.

– Маша, а вы на этот раз заменили графику живописью. Почему такой выбор?

М. П.: – В прошлом году я активно начала работать на пленэрах именно красками, что для меня совсем не характерно. Уже с мая, с моей первой поездки в Черногорию, живопись меня просто затянула – такие необыкновенные цвета.

В Крыму мне действительно в прошлый раз было потрясающе интересно работать в графике. Но я поняла, что меня всё-таки больше тянет к цвету, а его передавать, конечно, лучше маслом…

В. С.: – Маша в этом году очень выросла как живописец. И было видно, что ей очень нравится писать маслом – всё было просто на одном дыхании. И она такая одухотворённая всегда возвращалась с этюдов – мы не всегда вместе работали…

– Алые паруса, изменчивое море, буйство стихии и красок. А что ещё вас особенно впечатлило в этой поездке?

М. П.: – Однажды в поисках новых мотивов я отошла от основной группы и, пройдя по побережью, попала на дикий пляж. Он совершенно заброшенный, с огромными валунами – ощущение невероятного простора и глубины моря. И чайка на камне. Меня всё это очень впечатлило. Птица, конечно, долго мне не позировала – улетела, но я всё рано её написала.

В. С.: – Мы в этот раз жили поближе к цивилизации, поэтому у меня в работах много фрагментов домов. Особенно живописно выглядел особняк с колоннами, в котором сейчас музей. А когда-то это был дом купца, выкупившего у татар землю на этом каменистом клочке и превратившего её в настоящий оазис. После революции особняк отдали Академии наук, и в нём часто останавливались знаменитые писатели и художники. Там бывали Александр Куприн и Сергей Михалков. Там работал Иван Билибин.

А ещё мне запомнилась наша поездка в Балаклаву. Там у побережья много лодок, на которых рыбаки привозят свежий улов. И девушки тут же жарят эту рыбу, посыпают укропчиком и продают. Мы тоже попробовали крымскую бабабульку – было очень вкусно…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Ольга Суркова

Юных смолян приглашают на «Литературный час с Пушкиным и Достоевским»
Смолян зовут на «Семейные выходные»