Простонародный реализм Ильи Репина
Художественная галерея продолжает цикл витринных выставок русской графики из фондов Смоленского музея-заповедника. В ближайшие два месяца, до конца февраля, можно увидеть офорты Ильи Репина «Женский портрет» и «В верхнем ярусе театра»…
Жемчужины коллекции
Этот цикл был начат год назад с работы Ивана Шишкина «Горный пейзаж» (1869 год), выполненной в смешанной технике с использованием акварели, карандаша и белил. Потом были «Прибрежный пейзаж» Ивана Айвазовского, «Морской пейзаж» Льва Лагорио, «Пейзаж с прудом» Альберта Бенуа и «Опричник» Валентина Серова.
– Практически все выдающиеся живописцы XIX века отлично рисовали, многие занимались печатной графикой, – поясняет заведующая Художественной галереей Дарья ИВАНОВА. – В фондах нашего музея хранится богатый и интереснейший материал: рисунки, офорты, акварели самого высокого уровня. К сожалению, они крайне редко экспонируются, так как произведения на бумажной основе хрупкие и очень чувствительны к свету. И мы рады, что благодаря начатому в 2018 году циклу витринных выставок можем показать эти жемчужины нашей коллекции. Что, безусловно, уже смогли оценить не только знатоки искусства, но и обычные посетители галереи.
Все работы экспонируются в одной витрине в зале русского искусства XIX века. В отсутствие зрителей стекло накрыто плотной тканью – чтобы защитить бумагу от вредного воздействия света.
– Конечно, графики у нас не так много – значительное количество работ было вывезено во время войны, – говорит хранитель коллекции графики Смоленского музея-заповедника Валентина КОЧАНОВА. – Но то, что есть, – это полноценные и очень качественные работы. И авторы их, как правило, известные художники, жившие в конце XIX – начале XX веков.
Большая редкость
Офорты Ильи Репина, доступные к просмотру сейчас, – произведения очень интересные. Оба листа сделаны в 1875–76 годах в так называемый «Парижский период», когда автор жил и работал во Франции во время поездки от Академии художеств в 1873–76 годах. Именно там он, параллельно с занятиями живописью, впервые попробовал себя и в технике офорта.
– Репинские офорты обладают очень высоким качеством исполнения, – считает Валентина Кочанова. – Это не подготовительный материал. Они очень живые. Автор умело использует все выразительные возможности офорта. А ведь это довольно сложная техника: художник сначала рисовал по лаку, затем травил поверхность кислотой. Для живописца справиться с такой задачей было, безусловно, нелегко. Но Репин демонстрирует настолько высокий уровень этих работ, что видно, насколько ему самому были интересны подобные опыты.
Стоит отметить, что Илья Ефимович мало работал в технике печатной графики. Известны только десять его офортов. И три из них (третий – «Портрет художника Шиндлера») хранятся в Смоленске, куда попали в 1963 году из Государственного Русского музея. Так что без преувеличения эти работы можно назвать большой редкостью, и уже только этот факт заслуживает того, чтобы заинтересоваться ими.
Вообще же, по мнению Валентины Кочановой, графика – это элитарное искусство, поскольку требует некой подготовительной работы. В ней часто нет той эмоциональности живописи, которая понятна любому зрителю. Поэтому, прежде чем знакомиться с каким-то конкретным произведением, неплохо предварительно изучить информацию о художнике и его творчестве в принципе. Это поможет более осмысленному восприятию.
За Крамским
Начнём с художника. Илья Репин – знаменитый живописец, педагог, профессор, действительный член Императорской академии художеств, одна из ключевых фигур русского реализма.
Родился в 1844 году в украинском Чугуеве. Семья была далека от искусства. Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат будущего художника – Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам Илья Ефимович, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: чёрно-белая картинка в детской азбуке внезапно обрела яркость и сочность. С того дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов – эта специальность считалась в Чугуеве престижной. Однако через два года учебное заведение упразднили, и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику И.М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике распространилась далеко за пределы Чугуева – юного мастера стали приглашать приезжающие в город подрядчики, которым нужны были живописцы и позолотчики. А в шестнадцать лет юноша покидает и мастерскую, и родительский дом: ему предложили работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из одного города в другой.
Лето 1863 года – ещё один поворотный момент в судьбе Ильи Репина. Тогда артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска – городка, в котором родился художник Иван Крамской. Местные мастера рассказали юноше, что их земляк семь лет назад уехал в столицу учиться в Академию художеств. Пример Крамского настолько вдохновил молодого артельщика, что осенью, собрав все заработанные за лето деньги, он отправляется в Петербург.
Правда, с Академией художеств у Ильи Репина сложилось не сразу. Первый визит туда был неудачным: юноше сообщили, что он не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени. Поэтому вначале была вечерняя рисовальная школа, где Репин вскоре был признан лучшим учеником, и только после неё – успешная сдача экзамена в Академию художеств.
Что касается Ивана Крамского, то Илья Ефимович считал его своим непосредственным наставником и учителем: показывал ему свои ученические рисунки, прислушивался к советам. И, возможно, именно Крамской, его необыкновенно меткие замечания помогли начинающему художнику не расплатиться собственной индивидуальностью за академические премудрости и стать не просто талантливым живописцем, а «воплощением национальной славы русской живописи» (определение искусствоведа Абрама Эфроса).
Тело как тело
Конечно, Илья Репин известен прежде всего своими масштабными живописными работами. «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный и сын его Иван…», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»… Плюс невероятная по количеству и качеству галерея портретов знаменитых современников, включая и «Портрет М.К. Тенишевой», находящийся в постоянной экспозиции Художественной галереи в Смоленске.
Принципы своей работы Репин сформулировал на страницах книги «Далёкое близкое». В их основе «материя как таковая»: «Мне нет дела до красок, мазков и виртуозности кисти, я всегда преследовал суть: тело как тело». Свой реализм Илья Ефимович называл простонародным.
А во время работы над портретами художник, по собственному признанию, «на короткое время влюблялся» в натуру, изучал книги изображаемых писателей, слушал музыку композиторов, наизусть воспроизводил большие цитаты из стихотворений поэтов – это был недолгий, но обязательный «медовый месяц» Репина с людьми, чьи образы он создавал.
Графика художника не так широко известна и, по мнению многих искусствоведов, ещё мало изучена. А между тем «едва ли не каждая из графических работ Ильи Репина позволяет характеризовать его творчество в целом». В ней то же знание законов реалистического искусства: точности пропорций, анатомического строения, лепки формы и передачи пространства. Но главное – та острая наблюдательность, убедительность психологических характеристик, которые являются результатами метода работы художника.
И офорты, представленные в Художественной галерее, – яркий тому пример. Образы настолько живы и объёмны, что, несмотря на чёрно-белое изображение, легко домысливается румянец на щеках «Итальянки в чепце» (это другое название «Женского портрета»). А эмоции смеющейся публики на галёрке «В верхнем ярусе театра» так заразительны, что невольно хочется улыбнуться в ответ.
– Как правило, живописцы гораздо интереснее в графических работах, чем художники, которые занимаются только графикой, – замечает Валентина Кочанова. – И многие специалисты признают, что живописец даже в чёрно-белом офорте видит тональный ряд, поэтому результат получается намного сочнее и ярче. Офорты Репина это подтверждают: здесь лица настолько живые, что чувствуется движение.
Вообще, умение тонко передавать все оттенки внутреннего мира человека – одна из отличительных особенностей творчества этого художника. Впрочем, у смолян есть прекрасная возможность увидеть всё самим. И две живописных работы Ильи Репина, которые находятся в постоянной экспозиции Художественной галереи. И два офорта, которые будут экспонироваться до конца февраля…
Кроме того
Ещё в течение года в Художественной галерее планируют выставить графические работы Карла Брюллова («Святые на небесах»), Михаила Врубеля (эскизы церкви для Талашкино и росписи балалаек «Касатка» и «Богатырь»), Валентина Серова (иллюстрация к басне И.А. Крылова «Лев и волк»), Ореста Кипренского («Мальчик с протянутой рукой»), Александра Бенуа («Пейзаж с прудом у дворца»), Александра Орловского («В казарме») и Петра Соколова (акварели «Становой на тройке», «Привал охотников» и «Портрет Екатерины Васильевны Энгельгардт»).
Ольга Суркова