«B-la-f» – смоленская история Александра Беляева
В конце ноября в СмолГУ состоялась премьера документального фильма, снятого в рамках проекта «Смоленская земля в памятниках литературы». Автором фильма, рассказывающего о смоленском периоде жизни писателя-фантаста, стала магистрантка кафедры литературы и журналистики Кристина Давыдова. Создатели фильма рассказали «Смоленской газете» о том, как проходили съемки и что ещё запланировано в рамках проекта.
Создание фильма об Александре Беляеве, само собой, началось с поиска материала. При подготовке сценария авторы, в частности, пользовались книгами, выходившими в серии «Жизнь замечательных людей», материалами из воспоминаний дочери писателя, публикацией смоленского краеведа Владимира Грибоедова «Неизвестный Беляев» и собранием статей Беляева, подготовленного Анной Андриенко.
– Нужно сказать, что, работая над этим фильмом, я многое узнала о Беляеве, потому что раньше толком не знала ничего, кроме того, что он – смолянин, – рассказала Кристина Давыдова.
В фильме Александр Беляев представлен энергичным и незаурядным молодым человеком. На экране, например, раскрывается театральная сторона жизни Беляева: мало кто, за исключением исследователей жизни и творчества нашего земляка, знает, что писатель был ещё и драматургом, создавал пьесы и декорации. Фильм показывает и Беляева – талантливого журналиста: он был редактором «Смоленского вестника», писал об искусстве и на социальные темы. Кроме того, будущий писатель-фантаст работал адвокатом и был присяжным поверенным.
Идея создания фильма, который рассказывает о малоизвестном смоленском периоде жизни Александра Романовича, появилась у заведующей кафедрой литературы и журналистики СмолГУ, доктора филологических наук, профессора Ирины Романовой.
– Этот фильм показывает, откуда появился Беляев – фантаст. Здесь, кажется, никаких признаков, никаких причин, чтобы он стал писателем-фантастом не было. Но, тем не менее, история становления молодого человека – где-то беспечная и смешная, где-то очень трогательная, в конце концов, может быть даже драматическая – приводит его к тому, что он становится писателем, да ещё в такой необычной области литературы того времени, как научная фантастика, – рассказала она.
Консультантом съёмочной группы стала доцент Марина Ливанова – она в течение долгого времени изучает именно журналистскую сторону жизни Александра Беляева. Марина Вадимовна – автор целого цикла статей, посвящённых его творчеству, что и позволило показать писателя-фантаста как журналиста, юриста и даже драматурга.
Основной сложностью в работе над фильмом, рассказали его авторы, стало действительно небольшое количество опубликованных материалов, повествующих о смоленском периоде жизни фантаста. Именно поэтому в процессе съёмок студенты работали в архивах, общались с местными историками и краеведами.
По мнению Кристины Давыдовой, документальное кино становится серьёзнее, если за кадром в нём звучит мужской голос. Посоветовавшись с преподавателями кафедры литературы и журналистики, авторы фильма привлекли к работе студента 3-го курса филологического факультета Андрея Привалова. Для него появление в кадре стало первым подобным опытом: он привык участвовать в съёмках в качестве оператора.
В создании фильма участвовали не только студенты СмолГУ, но и преподаватели вуза, и друзья авторов проекта.
– Нам очень помогали преподаватели. Например, маленького Беляева сыграл сын сотрудника кафедры литературы и журналистики Ирины Владимировны Марусовой, – подчеркнула Кристина Давыдова.
Среди интересных моментов в съёмках авторы фильма вспоминают работу с актёрами на берегу Днепра.
– Я приехала туда с кофрами для штативов, камерой и ещё двумя пакетами реквизита. Взяла с собой чашечки, конфетки, печенье, зефир, фрукты – в общем, всё необходимое для создания нужной нам атмосферы. Мы разместились на берегу Днепра и пили чай, привезённый с собой. А в этот момент неподалёку проходили сотрудники патрульно-постовой службу, которые были очень удивлены, увидев такую сцену: молодых людей, пьющих чай с конфетами на берегу Днепра, – рассказала Кристина
Запомнился автору фильма и эпизод со съёмками одной из сцен, проходившими в Гнёздове:
– Когда мы снимали сцену, в которой Беляев и его друзья ездили раскапывать маленькие курганы, люди из дома недалеко от нас отмечали какой-то праздник, и у них очень громко играла группа «Ленинград». Получилось такое забавное сравнение: мы снимаем, как проводит время интеллигенция начала ХХ века, и слышим, как его проводит молодёжь XXI века.
Кристина Давыдова признаётся, что до премьеры показала фильм своим близким друзьям и некоторым преподавателям, чтобы услышать их оценку. Друзья, говорит она, ожидали увидеть что-то любительское, но их ожидания не оправдались в самом хорошем смысле этого выражения: уже первые зрители отмечали, что фильм снят очень профессионально.
Да и после премьеры в зале не осталось равнодушных зрителей, а Владимир Грибоедов, чьи материалы о Беляеве использовались при написании сценария, подарил свою книгу Кристине Давыдовой. Были и зрители, которые посоветовали съёмочной группе отправить фильм на один их конкурсов, организуемых в России.
В планах у съёмочной группы – создание новых фильмов, рассказывающих о смоленских писателях и поэтах. Так, в рамках проекта «Смоленская земля в памятниках литературы» уже ведется работа над сценариями документальных лент о Борисе Васильевом и Александре Твардовском. Кристина Давыдова рассказала, что сценарий для второго фильма – о Борисе Васильеве – уже практически готов, и работа над ним начнётся уже в ближайшее время. В основу этой ленты положены как воспоминания самого писателя о Смоленске, так и воспоминания о нём наших земляков. Так, в фильме будут использованы материалы из книг «Летят мои кони» и «Век необычайный».
Сейчас Кристина Давыдова продолжает погружение в творчество Бориса Васильева – автору нужно понять, как построить сценарий, на каких моментах биографии сделать акценты и с кем из ныне живущих современников и потомков писателя записать интервью. Для этого Кристина уже планирует поездку в Москву.
– А весной мы будем снимать фильм в двух частях об Александре Трифоновиче Твардовском. Поедем в Починок, а потом будем снимать в музее-квартире в Смоленске, – поделилась она творческими планами.
Кстати, одним из достаточно серьёзных вопросов, которые пришлось решать съёмочной группе, была продолжительность фильмов. В итоге авторы остановились на хронометраже в 45 минут – такой формат позволяет раскрыть все запланированные темы, а ещё, что важно с точки зрения образования, он очень удобен для показа школьникам во время уроков.
Для справки
Александр Романович Беляев родился 16 (по старому стилю – 4) марта 1884 года в Смоленске, в семье православного священника, настоятеля одной из церквей города. В 1901 году окончил духовную семинарию, но по стопам своего отца не пошёл, продолжив образование в Демидовском юридическом лицее в Ярославле. Окончив его, стал частным поверенным в Смоленске и, нужно отметить, приобрел известность как хороший юрист, но уже в 1914 году оставил эту деятельность, обратившись к творчеству.
Среди самых известных произведений писателя-фантаста – «Голова профессора Доуэля», «Ариэль», «Остров погибших кораблей», «Последний человек из Атлантиды», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Подводные земледельцы», рассказы из серии «Изобретения профессора Вагнера». Публикации Александра Беляева принесли ему титул «советского Жюля Верна», а многие из них были экранизированы.
Последние годы жизни писатель, страдавший от тяжелого заболевания позвоночника, провёл в пригороде Ленинграда – городе Пушкин.
Там же, во время оккупации, Александр Романович умер от голода 6 января 1942 года. Точное место, где похоронен наш земляк, неизвестно. Памятная стела на Казанском кладбище города установлена на могиле его жены.
В материале использованы фотографии из архива съёмочной группы, а также фотоматериалы,
предоставленные редакцией журнала «Край Смоленский».
Анастасия Костикова