Галактика любви Алексея Петренко
Культура

Галактика любви Алексея Петренко

24 ноября 2018 года в 19:08
946

Народный артист России Алексей Петренко всего год не дожил до 80-летия. Ушёл быстро, полный идей и творческих планов. В том числе и по подготовке программы, посвящённой собственному юбилею. Не успел… Но инициативу подхватила его вдова Азима Абдумаминова, организовав в течение года в разных городах вечера памяти «Галактика веры, любви и творчества Алексея Петренко». В Смоленске встреча со зрителями проходила в рамках кинофестиваля «Золотой Феникс».

Не забыть…

– Азима, я знаю, что ради организации вечеров памяти, посвящённых юбилею Алексея Петренко, вы дошли даже до Министерства культуры…

– …И до президента России. Иначе не получалось. Я стучалась во многие двери, и в конечном итоге мне пришлось обратиться с письмом к главе государства. Его поддержка и помогла мне провести подобные вечера по всей стране и на достойном уровне.

Алексей Петренко – личность масштабная, это целая галактика. Такие, как он, не должны оставаться без внимания и после смерти. Тем более что этот год для Алексея Васильевича юбилейный.

– Людская память, к сожалению, часто коротка. И стоит человеку уйти из жизни, как большинство о нём тут же забывают…

– Я не даю забыть Алексея Петренко и считаю это своим долгом, миссией. Чем раздражаю некоторых, но что поделаешь.

Наверное, такова человеческая сущность, что любое дело кто-то должен двигать. В этом году к юбилею Алексея Васильевича я своими силами уже выпустила книгу его дневниковых записей, установила мемориальный комплекс и провожу такие вечера памяти. Потому что считаю, что о нём надо рассказывать.

Та часть жизни, которую мы прожили вместе, была очень активной и насыщенной. Алексей Васильевич вёл большую миссионерскую деятельность, принимал участие в образовательных программах, много делал для духовного роста, привлечения внимания к православию…

Вообще, у него была какая-то особая преданность православию. Даже когда это было небезопасно. Его ведь дважды лишали звания народного артиста только за то, что он везде ездил с Библией и перед каждым своим выступлением читал молитву.

А в последнее время мы много бывали в монастырях, потому что Алексей Васильевич принимал участие в съёмках документальных фильмов о новомучениках российских и греческих. Он всегда безотказно соглашался на подобные проекты, поскольку для него это была особая миссия, особый эталон жизни. Любой день у него начинался и заканчивался словами из Священных Писаний…

Просто царь

– Мне кажется, когда об ушедшем говорят только в превосходной степени, человек получается какой-то плоский, однобокий – как будто неживой…

– Алексею Васильевичу это не грозит. Потому что он был настолько многогранным, настолько необъятным… И стержнем для всего была, безусловно, его личность. Не будь личности, не смог бы раскрыться и талант.

Талант – это ведь не просто способности, это прежде всего огромное и непрерывное трудолюбие. Петренко отшлифовывал каждое своё слово. Я не знаю, кто ещё может так читать монологи, особенно классику, так передавать силу русского слова.

Что удивительно: мы с ним более ста программ его моноспектакля отработали, и перед каждым обязательно была полноценная репетиция. Выходя на сцену, Алексей Васильевич полностью отрешался от всего, потому что понимал, какая ответственность на нём лежит. Он считал себя посредником, который несёт чистоту настоящего слова от Бога к человеку, и делал это всегда достойно.

И пусть это прозвучит несколько пафосно, но я хочу сравнить Петренко с бриллиантом, грани которого шлифует время, делая его всё ярче и драгоценнее…

– Как вы познакомились?

– Это 2006-й год. Геленджик, море – волшебное место. Там проходил саммит СНГ, где мы и познакомились.

Можно сказать, что нас свела песня. Там во время неформального общения собрался такой интересный круг: политики, деятели искусства – и все разных национальностей. И так получилось, что все вдруг стали исполнять свои народные песни – грузины, латыши, азербайджанцы. Алексей Васильевич спел на украинском, а после него и я осмелилась запеть на узбекском. Как он потом говорил, «тут дверца и захлопнулась»…

– Каким он вам представлялся до знакомства? Ведь вы наверняка видели его замечательные роли и в «Жестоком романсе», и в «ТАСС уполномочен заявить»…

– К своему стыду, там, за столом, я его вообще не узнала – он был каким-то поникшим. И только после того, как он подошёл ко мне и заговорил, меня вдруг осенило, что это народный артист России. Тот самый, что сыграл Петра Первого в фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» – роль, которая восхитила меня в пятилетнем возрасте.

В общем-то, для меня он всегда был царь. Царь Пётр. Как в пять лет у меня отпечатался этот его экранный образ, так до последнего дня и остался.

Кто в доме хозяин

– Азима, когда два взрослых, состоявшихся человека начинают жить вместе, без компромиссов не обойтись. А тем более два творческих человека – актёр и журналист…

– Поначалу действительно мне было очень тяжело. Я была не просто сформировавшейся личностью, а ещё и человеком, который долгое время работал на руководящих должностях – это вообще категория особая. То есть я привыкла быть сама себе хозяйкой, а тут – практически ультиматум: выбирай, или ты политик, или моя жена.

Мне пришлось перестраиваться практически на клеточном уровне. И для меня это была очень сложная школа. Потому что одно дело, когда ты сама принимаешь решения, без согласования. Когда ты хозяйка своего бюджета, времени и пространства. И совсем другое, когда вдруг оказывается, что теперь над тобой есть хозяин, и надо научиться ему подчиняться – это было для меня самым трудным.

Но счастье быть рядом с любимым человеком затмевало всё. И я даже подчиняться училась с удовольствием, и думаю, что у меня это получилось.

– А как же миф о восточной женщине, у которой подчинение мужчине – в крови?

– Знаете, когда меня спрашивают о национальности, я отвечаю: обрусевшая киргизская узбечка. Так что Восток, наверное, остался только внешне – по духу я русская абсолютно. Плюс горная киргизская строптивость. Вот такая смесь.

– А как ваши взрослые дети от предыдущих браков восприняли, что вы с Алексеем Васильевичем теперь вместе?

– У меня на тот момент было уже четверо детей и двое внуков. И когда Петренко приехал свататься, мы все собрались за большим столом: сноха, зять, дети, внуки. Алексей Васильевич тогда сказал: «Дети, мама вас родила для меня – вы все мои». Поначалу была такая тишина, а потом всё – дети сразу стали называть его «батя». И я вслед за ними.

В семье он и был для нас таким батькой во всём. Мне сказал так: «Запомни, я всегда прав, даже если не прав». Его слово было законом. А он сам чувствовал ответственность за всю семью и был ей настоящей главой во всём.

Всё, что касалось хозяйства или сада, было в его ведении. Дрова напилить, печку затопить, деревья подрубить – всё он. А ещё у него были золотые руки. В доме много стульев, столов, сделанных им. В общем, настоящий мужчина…

Но, пожалуй, самое главное, он ни в какой дозе не принимал ложь и фальшь. И чувствовал их сразу – у него был идеальный слух. Зато любви в нём было с избытком. К жизни, к семье, к Родине, женщине, детям, делу… Потому что настоящая любовь всегда безгранична…

Для справки 

Алексей Петренко – советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР и Украины, лауреат Государственной премии России.

Родился 26 марта 1938 года в Черниговской области Украины. В 1961 году окончил Харьковский театральный институт. Играл в театрах Запорожья, Донецка, Ленинграда и Москвы.

С 1991 года – актёр киностудии имени М. Горького. Снялся в десятках фильмов. Среди них: «ТАСС уполномочен заявить», «Жестокий романс», «Узник замка Иф», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», «В августе 44-го…» и множество других.

Скончался 22 февраля 2017 года в Москве. Похоронен на Никольском кладбище в Балашихе.

Из дневниковых записей Алексей Петренко

***

Вера, Любовь и Благодарность – это три столпа, на которых формируется жизнь человека.

***

Душа в отличие от разума не думает и не рассуждает – она чувствует и знает, поэтому не ошибается.

***

Счастлив человек, который согласился быть тем, что он есть.

***

Актёр обязательно должен прятать свою личность за высоким забором. Ибо если он постоянно и всюду появляется в собственном виде, он перестаёт быть актёром и становится общественным деятелем. Нужна тайна. Нужны легенды…

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

 

Ольга Суркова

Смоленск неожиданный: новые открытия на знакомых маршрутах
Музыка цветущей сакуры