Художественная жизнь Смоленска в лицах
В Смоленске состоялся вечер-презентация вышедшей в издательстве «Свиток» книги журналиста Светланы Романенко «Художественная жизнь Смоленска в лицах». Эта книга по-своему уникальна, ибо создавалась она долго и тщательно, а потому смело может претендовать за звание энциклопедии художественной жизни нашего города начала XXI века.
Литературно-художественный проект Светланы Матвеевны Романенко «Художественная жизнь Смоленска в лицах» отмечен Государственной стипендией Союза театральных деятелей Российской Федерации за 2014-й, 2015-й и 2016 годы. Издание осуществлено на средства Смоленского отделения Союза театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество).
Новая книга Светланы Романенко «Художественная жизнь Смоленска в лицах» продолжает многие темы, затронутые в её книге «Портреты в театральном фойе» (Смоленск, 2007). И не удивительно, что самый большой раздел книги посвящён театру и людям театра.
Но эта объёмная книга – не только о театре. В ней три раздела: «Театр», «Встречи», «Впечатления». А описываемые в каждом из них культурные события: театральные премьеры, выход книг, творческие встречи, фестивали и художественные выставки – объединены личностным видением автора, живого свидетеля времени.
«Подводя предварительные итоги своей жизни, понимаю, как мне повезло, – говорит Светлана РОМАНЕНКО. – Повезло заниматься любимым делом. Моя работа есть моё хобби, и наоборот... Повезло учиться на филфаке в Тарту, причём именно в то время, когда кафедру русской литературы старинного и знаменитого университета возглавлял Юрий Михайлович Лотман.
Мне повезло видеть и слышать многих выдающихся людей: Вячеслава Всеволодовича Иванова, Сергея Сергеевича Аверинцева, Виктора Максимовича Жирмунского, Михаила Леоновича Гаспарова, Иосифа Александровича Бродского, Давида Самойловича Самойлова.
Посчастливилось бывать на концертах пианистов Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера и Наума Штаркмана, ансамбля скрипачей Большого театра, «Виртуозов Москвы» и Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского – всех не перечесть.
Большим жизненным везением считаю свой переезд в Смоленск, где на протяжении длительного периода времени – почти 30 последних лет – как журналист я пишу о событиях культурной жизни города.
Название этой книги придумалось давно, почти сразу же после выхода в свет «Портретов в театральном фойе». А вот форма рождалась трудно. Почему-то мне было важно определить для себя собственную роль – автора повествования. Кто я? Летописец? Конечно же, нет – скорее сочувствующий наблюдатель.
В книгу включены очерки только о тех людях, с кем так или иначе мне пришлось лично столкнуться в броуновском движении под названием «Жизнь»... Конечно, рассказано здесь далеко не обо всех, кто поразил меня и кого я люблю.
Краткость одних очерков, большая или меньшая пространность других никак не связаны с масштабом личности и таланта, а совершенно произвольны.
Самый большой раздел книги посвящён театру и людям театра. Это главная моя любовь – Театр.
Лет 25 назад от молодого актёра и режиссёра Валерия Годжунова (в 1992–1995 годах он работал в Смоленском театре драмы) впервые я услышала фразу, вспоминая которую, не устаю поражаться её меткости: «В театр не поступают, в театр попадают, как под трамвай...» Лично у меня так и получилось.
В Смоленске на моей памяти театр несколько раз пытался стать центром культурной жизни города – объединить и творческие союзы, и именитых земляков. Случались периоды, правда очень недолгие, когда это почти удавалось.
Интересный замысел по объединению людей искусства был у Петра Дмитриевича Шумейко – главного режиссёра театра драмы (он возглавлял театр с осени 1991-го по январь 1999 года). Пётр Дмитриевич хотел поставить музыкальный спектакль, в основе которого была бы современная пьеса на смоленскую тематику. По его задумке, участвовать в спектакле могли бы не только артисты театра, но и солисты филармонии и оперной студии, а в оркестровой яме разместился бы Смоленский русский народный оркестр Виктора Павловича Дубровского. Маэстро тоже увлекла эта идея. Но в 1994 году он скоропостижно скончался. А ещё через пять лет ушёл из жизни и Пётр Дмитриевич.
Разумеется, были, есть и будут и другие формы сплочения рядов художественных сил нашего города. Это встречи в университете, камерные и многолюдные вечера в областной универсальной библиотеке, писательские десанты в районы области, музыкальные и театральные фестивали.
Признаюсь, что и цель этой книги, одна из её основных задач – собрать вместе всех. Насколько это удалось, пусть рассудит читатель», – говорит Светлана Матвеевна.
Смело можно утверждать, что ей это удалось. Книга получилась и очень познавательная, и душевная, объединяющая. А ещё она написана прекрасным русским языком, что нынче – немалая редкость, к сожалению.
И ещё. В основе новой книги Светланы Матвеевны Романенко лежат её статьи, интервью, очерки и зарисовки, которые она публиковала в том числе и на страницах «Смоленской газеты». Это, безусловно, приятно. Прежде всего потому, что они наглядно свидетельствуют, что есть ещё в Смоленске качественная журналистика и профессиональные журналисты, ответственно и мастерски относящиеся к делу своей жизни.
В аннотации к книге сказано, что она рассчитана на широкий круг читателей. Дай-то бог, хотя тираж и небольшой – всего 500 экземпляров.
Игорь Красновский