В пространстве живописной России
В КВЦ имени Тенишевых открылась межрегиональная передвижная выставка «Живописная Россия». В экспозиции представлены работы 37 авторов из шести городов. По мнению экспертов, это произведения, отражающие различные направления современной станковой реалистической живописи…
«Живописная Россия» – это просветительско-исследовательский проект, нацеленный на популяризацию современной отечественной живописи. Он существует уже три года, однако в Смоленске подобная выставка организуется впервые.
– Это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству музея-заповедника с народным художником России Евгением Ромашко, – поясняет заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара ОРЛОВА. – Он один из руководителей проекта, очень инициативный и активный человек, пропагандирующий современное искусство.
Концептуально выставка построена на произведениях, отобранных в экспозицию одним из шести кураторов: Леонидом Бажановым, Татьяной Кочемасовой, Александром Рожиным, Сергеем Гавриляченко, Анной Флорковской и Верой Лагутенковой. Каждый из них сформировал свою группу художников, являющихся, по их мнению, самыми яркими представителями различных направлений современной станковой реалистической живописи. Так, Александр Рожин собрал мастеров, чьё творчество можно отнести к суровому стилю. А Вера Лагутенкова, по её собственному признанию, поставила задачу «показать необыкновенное в обыденном».
– Проект посвящён современной станковой живописи, – говорит один из его организаторов, народный художник России Евгений РОМАШКО. – Такого давно не было, потому что последние четверть века внимание уделялось в основном другим жанрам изобразительного искусства. Поэтому интересно вспомнить, что она существует, и показать замечательных художников, работающих в этом направлении. Конечно, не всех, но мы постарались привезти в Смоленск одних из лучших. Так что эта выставка должна вызвать интерес у всех, кому близко искусство.
Имена большинства экспонентов на слуху у многих. Знаменитая семидесятница Наталья Нестерова, президент Российской академии художеств Зураб Церетели и вице-президент Виктор Калинин, ректор института имени Сурикова Анатолий Любавин и многие другие, среди которых народные и заслуженные художники России, академики и члены-корреспонденты РАХ. Старейший из них – Павел Никонов. Он участвовал ещё в той знаменитой выставке в период оттепели в московском Манеже, куда приходил генсек Хрущёв и полемизировал с художниками.
– Я считаю честью участвовать в этом проекте, – признаётся один из кураторов, художественный критик Леонид БАЖАНОВ, – проекте, подтверждающем, что живопись существует. И бессмысленно спорить, что лучше: «Мона Лиза» или «Чёрный квадрат», – дело не в изображении, а в искренности и честности по отношению к миру и зрителю, к которому автор обращается. В этой выставке участвуют разные художники – от академиков до совсем молодых. И все – мастера высочайшего класса в пространстве владения живописным искусством с его адресностью переживаний и восприятия мира.
Выставка в КВЦ будет работать до конца октября. Потом экспозиция переедет в зал на Кузнецком Мосту в Москве, где помимо прочих мероприятий будет обсуждаться и новая концепция проекта «Живописная Россия»-2019. По словам Евгения Ромашко, он также будет посвящён станковой живописи и тоже показан в регионах…
Чудо новых открытий. Несколько вопросов куратору выставки
Художник и искусствовед Вера ЛАГУТЕНКОВА – один из шести кураторов выставки, чей взгляд на развитие современной станковой живописи стал частью экспозиционной концепции…
– Любая выставка – это праздник. Причём не только для художников, представивших свои работы. Это и чудо открытия нового экспозиционного соседства, которое раскрывает специфику и полноту произведений искусства. И чудо это начинается только с появлением зрителя. Это он – главный человек, ради которого мы трудимся.
Вы только представьте себе, что происходит с произведениями искусства, когда в Эрмитаже, Третьяковской галерее или Пушкинском музее выключают свет. Они превращаются просто в набор материалов: холст, масло, пигменты, подрамники…
– Вера Анатольевна, как происходил процесс отбора произведений для экспозиции этой выставки?
– Шесть кураторов отсматривали живописные работы по всей стране. За основу брались база данных Союза художников России и выставки, которые проходят в течение года.
Шесть кураторов – это шесть различных ракурсов, что определяют наш отчасти исследовательский, отчасти эгоистический взгляд на то, какой мы видим живопись сегодня. Она более декоративна или понятна, подвержена номенклатуре или приобретает черты целых течений…
– Вы сейчас говорите об исследовательской части проекта?
– Да. Десятилетия новейшего искусства реформируют его каждый день. И проект как раз исследует, какова живопись сегодня, как она существует в пространстве изменчивого мира современного визуального искусства. Сохраняет традиции или испытывает влияние новых технологий, новых красок, новых способов смотрения.
Поэтому в отборе работ каждый из нас отталкивался прежде всего от качества самой живописи. Чтобы сохранялось живописное начало: декоративное, или нарративное, сюжетное, или просто выражение восторга от цветения, который и заставил художника взяться за кисть и краски.
– Что объединяет художников, которые вошли в представленную вами группу?
– Основная задача, которую я ставила перед собой, – показать необыкновенность обычного. Это взгляд тех художников, кто через изображение простых сюжетов позволяет зрителю обнаружить, что жизнь вокруг наполнена невероятными вещами.
Здесь с каждой работой связана какая-то история. У Евгения Ромашко они создают ощущение, что вокруг него всё время ходит какое-то ликующее солнце. У Сергея Гавриляченко – камерные сюжетные вещи, где главными героями становятся он сам или люди, которых он знает. У Владимира Мулина из Вятки явно чувствуется ни с чем не сравнимое ощущение позитива и юмора. У Андрея Очнева – невероятная работа с палитрой, он очень тонко передаёт малейшие нюансы цвета. А Алексей Суховецкий работает, соизмеряя модули земли и неба, у него всё живёт в определённой гармонии.
На самом деле это действительно открытие. Посмотреть, как живёт живопись, как она меняется по направлениям, по тенденциям, по стране. Ведь даже у каждой конкретной географической локации есть так называемый «гений места». И какой он – нам станет понятно только через некоторое время. И, возможно, это будет объектом большого научного труда.
– Почему среди экспонентов нет смоленских художников?
– Этот проект существует уже третий год, и каждый раз задаётся определённый ракурс, под которым и рассматриваются работы художников. В нынешнюю концепцию произведения смоленских авторов не вписались, но я лично отметила для себя по крайней мере двоих, кого предположительно смогу рекомендовать для участия в новой выставке проекта «Живописная Россия» в следующем году…
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова