Михаил Аркадьев: «Смоленск для меня значимый город»
В новом сезоне у Камерного оркестра Смоленской филармонии новый художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист России Михаил АРКАДЬЕВ. И хотя официально концерт-открытие запланирован только на 22 сентября, зрители уже смогли оценить работу маэстро. В августе коллектив дважды появлялся перед публикой: в храме Святого Духа во Флёнове и на сцене филармонии, когда вместе со смолянами впервые выступили сразу четыре приглашённых солиста из Москвы, Испании и Австрии…
Лучше больше
– Михаил Александрович, почему ваш первый концерт в филармонии проходил не в рамках открытия сезона, а предваряя его?
– Это была моя просьба. Я считаю, что чем раньше мы покажемся зрителю, тем лучше – мы же начали работать ещё в начале августа. И вообще, чем чаще мы будем на сцене, тем лучше.
– Как вам удалось собрать вместе сразу стольких солистов из разных стран?
– Так совпало. Мы близко общаемся, и я очень рад, что, несмотря на их востребованность и плотные графики, мне удалось собрать всех здесь, в Смоленске. Более того – Константин Карзанов будет теперь работать у нас в оркестре, в группе виолончелей.
– Что, вот так просто: из Австрии на ПМЖ в Смоленск?
– Нет, не так радикально. У нас договорённость на его регулярные приезды.
Константин – один из самых близких мне музыкантов и партнёров, с которым мы сыграли большое количество программ. Кроме того, нас связывают и совместные баховские исследования, поиск особых манер игры, общие проекты в современной музыке. Он мыслит универсально – для меня это очень важно. И я считаю, что нам очень повезёт, если Константин сможет регулярно ездить в Смоленск. Само его присутствие в оркестре уже позволит чуть-чуть поднять уровень.
– А вы сами как оказались во главе Смоленского камерного оркестра?
– Так сложилось, что художественным руководителем Смоленской филармонии стал мой бывший выпускник Сергей Филин. Я преподавал у него как пианист в академии Гнесиных в нулевые годы. И с тех пор мы с ним много работали – он великолепный менеджер. Благодаря ему я объездил с гастролями и мастер-классами всю Сибирь и Приморье.
Собственно, он и пригласил меня в Смоленск. И уже здесь, на месте, познакомившись с коллективом и руководством филармонии, я понял, что это того стоит.
Ну и, кроме всего прочего, Смоленск для меня весьма значимый город. С ним у меня связаны юношеские воспоминания. Здесь прошли наши два первые концерта с Дмитрием Хворостовским – можно сказать, что все наши с ним мировые туры начались именно с тех выступлений.
Звёздный дуэт
– То есть ваш дуэт с Дмитрием Хворостовским родился именно в Смоленске?
– Это было чудо, конечно. Мы познакомились за две недели до этого в Москве. И уже при первой встрече сразу стало ясно, что мы будем работать вместе. Энергетика, профессионализм, владение материалом – всё оказалось настолько близким.
Я прекрасно помню ту нашу первую репетицию, когда мы просто ушли в эйфорию от всего этого. И мгновенно подтвердился наш концерт в Смоленске. И тут же были запланированы наши выступления на два года вперёд: и Карнеги-холл в Нью-Йорке, и первые большие туры по Америке и Европе.
– Насколько в отношениях вокалиста и аккомпаниатора…
– Никогда не употребляйте при мне этого термина «аккомпаниатор»! Я даже слово «концертмейстер» исключил. Это другого типа взаимоотношения. А мы встретились, когда у каждого из нас уже началась сольная мировая карьера: у него – певца, а у меня – пианиста. Поэтому мы с самого начала выстраивали именно партнёрские отношения – как в хорошем камерном ансамбле. И это было ценно.
– И насколько в этом ансамбле важны были не только профессиональные, но и человеческие взаимоотношения?
– Мы дружили. Тогда, в девяностые годы, в творческой среде всё вообще было легко. В этой сфере было мало денег, и это не мешало дружбе…
– Получается, что всё зло – от денег?
– Всё не так однозначно. И очень противоречиво…
Симфоническое будущее
– Михаил Александрович, вы ещё упомянули юношеские воспоминания, связанные с нашим городом. Можно подробнее?
– Я через Смоленск ездил на раскопки в белорусский Мстиславль. Нас, целую группу таких рабочих, возил ближайший друг и однокашник моей мамы – известный историк и археолог Леонид Васильевич Алексеев. Кстати, одна из его книг – «Смоленская земля». И я, наверное, лет с пяти помню, как она стояла у нас на полке. А ещё помню, как Леонид Васильевич водил нас в Успенский собор, чтобы показать нам чудом сохранившийся иконостас.
Так что, повторюсь, Смоленск для меня важен. И я сейчас ощущаю себя здесь очень естественно.
Если честно, я не могу сказать, что люблю Москву в том виде, какой у неё сейчас, её атмосферу. А в Смоленске легко дышится. И здесь особый дух. И замечательная филармония – одно из редчайших зданий в России…
– Уже сейчас вы можете сказать что-то об оркестре? О том, как вы планируете его развитие?
– В адрес оркестра я должен сказать большие комплименты. Музыканты очень стараются. И каждая репетиция в очередной раз доказывает, насколько сосредоточенно и самоотверженно они могут работать.
Но надо двигаться дальше. Надо искать финансирование, чтобы доращивать камерный оркестр до настоящего симфонического. Искать людей, которые будут помогать.
– То есть вы видите будущее именно в преобразовании камерного оркестра в симфонический?
– Конечно. Хотя удивительная вещь: для камерного струнного оркестра есть невероятно богатый репертуар. Поэтому даже с этим составом нам есть что играть. Но при этом естественно и для дирижёра, и для музыкантов стремиться к любимым симфоническим произведениям. Мы должны иметь возможность сыграть как минимум симфонии Бетховена и Моцарта. А желательно ещё Брамса и Чайковского. И гениальные симфонические произведения Глинки, конечно же. Как же на родине Глинки и не иметь возможности играть его симфоническую музыку – оригинальную, а не в транскрипциях.
В общем, мы все надеемся на развитие, на будущее. На то, что Смоленск станет местом встреч многих музыкантов. Я сам возобновлю все свои контакты с вокалистами, инструменталистами и дирижёрами. И думаю, что смолян ожидает ещё немало интересных встреч.
– А как насчёт мастер-классов для учащихся и педагогов?
– Я рассчитываю, что мне удастся наладить тесное профессиональное взаимодействие с музыкальным училищем. И, конечно, если получиться сделать филармонию базой для проведения мастер-классов – будет замечательно.
Вообще, я очень надеюсь, что появится какой-то неравнодушный человек из тех, от кого зависит работа филармонии, и будет нам помогать в осуществлении серьёзных проектов. А не просто смотреть со стороны: существуете – ну и ладно. Потому что музыка нуждается в помощи…
Для справки
Михаил Аркадьев – советский и российский дирижёр, пианист, композитор, теоретик музыки, философ.
Родился 15 марта 1958 года в Ленинграде, в семье с древними музыкальными и художественными корнями. Дед со стороны отца – создатель и главный художник Санкт-Петербургского Ботанического музея. Прадед со стороны матери был кантором Московской синагоги, а дед – скрипачом в оркестре Большого театра.
Михаил начал играть и импровизировать на рояле самостоятельно в 13 лет, затем брал уроки у известного педагога А.Д. Арболетовской. Окончил музыкальное училище при Московской консерватории, затем Российскую академию музыки имени Гнесиных и аспирантуру при ней.
В 1988–1998 годах работал в тесном сотрудничестве с Георгием Свиридовым. Принимал непосредственное участие в замысле, создании и комментировании последнего крупного вокального сочинения композитора – поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на стихи Александра Блока. Михаил Аркадьев и Дмитрий Хворостовский были и первыми исполнителями этого произведения.
В 1990–2003 годах Аркадьев работал как пианист с Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира. Вместе они являются авторами новой исполнительской редакции поэмы Георгия Свиридова «Отчалившая Русь» (на стихи Сергея Есенина).
Сочинения самого Михаила Аркадьева исполняются на российских и зарубежных сценах. В 1995 году в Лионе (Франция) состоялась мировая премьера его произведения «Missa brevis» для смешанного и детского хоров и органа (на латинские тексты).
С 1998 года Аркадьев – приглашённый дирижёр в различных симфонических оркестрах и оперных театрах России и за рубежом. Ведёт большую педагогическую и научную работу. Автор оригинальной философско-антропологической концепции «лингвистической катастрофы».
С августа 2018 года – главный дирижёр и художественный руководитель Камерного оркестра Смоленской филармонии.
Ольга Суркова