Рубиновый Феникс улетел за океан
XI Всероссийский кинофестиваль актёров-режиссёров «Золотой Феникс» стал историей. Фильмы показаны, результаты объявлены, награды вручены. И мы можем только ещё раз вспомнить, как всё было, отметив наиболее яркие события…
Открытие
Самым зрелищным традиционно стало открытие фестиваля. Его же можно назвать и самым массовым по количеству звёздных участников, периодически поднимавшихся на сцену, чтобы спеть, прочитать стихотворение или просто сказать добрые слова в адрес города, смолян и кинофестиваля.
– Являясь уникальным событием в жизни отечественного кино, наш фестиваль по праву заслужил признание зрителей, уважение кинематографического сообщества России, стал долгожданным и желанным праздником, который дарит всем нам встречи с известными, всенародно любимыми актёрами и режиссёрами, мастерами из киномира и киноискусства, – озвучил вице-губернатор Константин Никонов слова приветственного адреса Алексея Островского. – Очень важна и ответственна социальная и патриотическая миссия «Золотого Феникса», поднимающего авторитет российского кинематографа, утверждающего в обществе отечественные ценности и идеалы. Не случайно путеводными звёздами фестиваля являются великие смоляне Борис Васильев, Юрий Гагарин, Михаил Глинка, Сергей Конёнков, Юрий Никулин, Анатолий Папанов, Людмила Касаткина, Александр Твардовский, Мария Тенишева. Они прославили Смоленщину, они восславили Россию.
После официальных приветствий ведущий церемонии открытия актёр Михаил Полицеймако представил зрителям конкурсную программу и членов жюри. Первая – это 14 короткометражных и девять короткометражных игровых фильмов. Второе – команда мэтров отечественного кино во главе с заслуженным деятелем искусств России Владимиром Грамматиковым: народный артист РСФСР Александр Голобородько, заслуженная артистка РСФСР Наталья Варлей и народные артисты РФ Наталья Гвоздикова и Аристарх Ливанов.
– Я долго не думал, когда меня позвали быть председателем жюри этого фестиваля – сразу согласился, – признался Владимир Грамматиков. – Обещаю, что мы будем «жюрить» честно, по совести. Хотя программа удивительная – такие мощные картины собрались. Но ничего – будем выбирать лучшего…
Первая награда
Как оказалось, выбирать жюри начало ещё до официального открытия фестиваля. И имя первого номинанта, в нарушение всех традиций, прозвучало практически сразу после хлопушки, дающей старт «Золотому Фениксу».
Специальный приз имени мецената Марии Тенишевой за удачный продюсерский проект, сделанный с любовью к зрителю, получил продюсерский центр «Фёдор Добронравов» за картину «Жили-были» режиссёра Эдуарда Парри.
– Я очень рад, что в продюсирование приходит творчество, – заметил, вручая награду Фёдору Добронравову и Екатерине Сарычевой, Владимир ГРАММАТИКОВ. – А значит, есть надежда, что российское кино поднимется на ещё более высокий уровень, вернётся к нашим традициям душевности, внятности и человечности. В Фёдоре всё это есть.
– Мне очень волнительно и трепетно стоять на этой сцене, куда за одиннадцать лет существования «Золотого Феникса» выходили невероятные, великие люди, – сказал народный артист России Фёдор ДОБРОНРАВОВ в ответном слове. – Пусть таких фестивалей в России будет больше. Потому что это лишь маленькая толика того потерянного, что было когда-то в Советском Союзе, – замечательного великого государственного вседоступного кино, которым мы гордились и на котором воспитывались.
В лирической комедии «Жили-были» Фёдор Добронравов не только выступил в новом для себя качестве продюсера, но и сыграл главную роль – одного из двух лучших друзей, ставших соперниками в борьбе за руку и сердце внезапно овдовевшей женщины. Действие фильма происходит в почти заброшенной деревне в русской глубинке, где из жителей и остались-то только эти трое.
Смоляне смогли увидеть картину сразу после церемонии открытия. И предваряя её показ, президент кинофестиваля Всеволод Шиловский поделился со зрителями своей «небольшой фантазией»: чтобы на следующий год в Смоленске была заложена звезда Фёдора Добронравова. Зал поддержал это предложение дружными аплодисментами…
Светить всегда
Во второй день фестиваля зрителей ждала встреча с «комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей» Натальей Варлей.
– Сегодня необычный вечер, – обратился к публике Всеволод ШИЛОВСКИЙ. – Вас ждёт встреча с громадным мастером. Актрисой, женщиной, поэтом… Она прошла длинный путь в искусстве и ни разу не оступилась – вот такая мощнейшая индивидуальность.
Сама Наталья ВАРЛЕЙ начала встречу со зрителями песней про Новый год.
– Я не сошла с ума, – пояснила актриса. – Но ведь сентябрь – это действительно новый год. Новый учебный год у школьников и студентов. Новый сезон в театральной и эстрадной жизни… А ещё я просто очень люблю эту песню. Потому что в ней говорится о мечте, о вере в будущее, которая бывает в детстве. Ведь, как бы это банально ни звучало, все мы действительно родом из детства.
Именно с детства Наталья Варлей и начала рисовать свой «Автопортрет», дополняя слова собственными стихами и песнями, написанные на её стихи.
– Сегодняшняя программа называется «Автопортрет» – как и книга стихов, которая была выпущена специально к моим юбилейным вечерам, – продолжила актриса. – Большинство моих стихов немного печальные. Хотя когда-то, в 11 лет, я написала: «Пусть останусь навсегда я озорной и молодой». И, видимо, это пророчество мне приходится всё время пожинать. Потому что, несмотря на то что я снялась в 61 картине и это были роли самые разные, иногда просто полярные по отношению друг к другу, первое, что приходит в голову, когда говорят «Наталья Варлей», – это «Кавказская пленница». А значит, мне нужно быть всегда молодой, и я стараюсь.
Наталья Варлей призналась, что начала писать стихи ещё в четыре года. И это творчество – такая же неотъемлемая часть её жизни, как и роли в кино. С тех пор вышло уже четыре сборника её стихов. А предисловие к первому написал её партнёр по фильму «Кавказская пленница» и наш земляк Юрий Никулин.
– Скоро выйдет ещё одна моя книга – «Канатоходка», – призналась актриса. – Канатоходка – это наиболее точное определение меня. И совсем не потому, что я работала в цирке и умею ходить по канату. А потому что жизнь – это гораздо более сложный и иногда опасный баланс между любовью и нелюбовью, справедливостью и несправедливостью, пониманием и непониманием. Книга как раз об этом. И о любви к тем людям, которые прошли со мной рядом по жизни…
Финалом творческого вечера стало открытие именной звезды Натальи Варлей перед кинотеатром «Современник».
– Наконец-то и я заслужила звезду! – сказала актриса в конце церемонии. – Постараюсь не подвести вас и всегда светить!..
Галактика любви и веры
Вечеров памяти в программе фестиваля было два – в честь народных артистов России Вячеслава Говорухина и Алексея Петренко. Правда, в первом случае организаторы ограничились лишь показом фильма «Конец прекрасной эпохи», за который два года назад режиссёр получил гран-при «Бриллиантовый Феникс». А во втором – это была полноценная программа, которую представили вдова Алексея Петренко Азима Абдумаминова и их одиннадцатилетняя дочь Мелания.
– Очень редко бывает, когда между художником и человеком можно поставить знак равенства, – заметил Всеволод Шиловский. – У Алексея Васильевича это было: и художник громадный, и человек. Неповторимая индивидуальность – аналогов нет.
Нынешний год для Алексея Петренко мог стать юбилейным – в марте народному артисту России исполнилось бы 80 лет. Но он, к сожалению, совсем чуть-чуть не дожил до этой даты.
– Мы хотим предложить вам путешествие в галактику Алексея Петренко – «Галактику веры, любви и творчества», – обратилась к зрителям Азима АБДУМАМИНОВА. – Алексей Васильевич готовил эту программу к своему юбилейному году. Но так получилось, что он теперь на небесах, а мы с Меланией здесь и стараемся нести его память.
На вечере вдова представила новую книгу «Плюшкиниана (рабочие тетради, дневниковые записки, письма и всякая всячина…) Алексея Петренко», выпущенную специально к юбилейным мероприятиям.
– Вообще, книга уникальная, – считает Азима Абдумаминова. – Здесь собраны в мозаику отдельные фрагменты яркой и необычной жизни гениального актёра и великого сильного человека, мудрого философа и мыслителя, сына, мужа, отца, любящего и любимого… Когда я собирала эту книгу, то была просто поражена, сколько всего было в жизни Алексея Васильевича. Его дважды лишали звания народного артиста только за то, что он везде ездил с «Библией» и перед каждым выступлением читал молитву. Эти молитвы здесь, в книге. Как и рецепты кваса (Алексей Васильевич был совершенно потрясающий квасодел), и жизненные советы, и размышления…
Кстати, один экземпляр «Плюшкинианы…» из рук вдовы Алексея Петренко получила и я. С очень тёплыми словами в свой адрес: «Это так ценно, когда есть профессионалы, что приносят объективную информацию, которая созидает, украшает жизнь и помогает людям быть ещё лучше»…
Экология души
Творческий вечер народного артиста России Александра МИХАЙЛОВА «Экология души» проходил в атмосфере открытости и доверия.
– Я хочу рассказать о том, что меня радует, увлекает и греет, – признался актёр. – А если греет меня, значит. и какую-то душу ещё тоже согреет.
Впрочем, с уверенностью можно утверждать, что подобные согретые души исчислялись в тот вечер десятками. Мне кажется, равнодушным не остался никто – каждого тронули простота и искренность Александра Яковлевича.
Михайлов сыграл почти 80 ролей в кино и около полусотни в театре. И несмотря на это, по признанию самого актёра, каждый раз, выходя на сцену, он по-прежнему волнуется как впервые.
– Я не знаю музыкальной грамоты, поэтому не буду особенно утомлять вас песнями, – заметил Александр Михайлов. – Но три из них мне особенно дороги. И первая – «От героев былых времён…» из кинофильма «Офицеры». Хочу посвятить её сегодня моему другу Александру Захарченко, который погиб в ДНР. Я не раз бывал в Донецке и Луганске, дружил с Александром Владимировичем. Это был очень образованный, интересный мужик-шахтёр. Никакой не воин – шахтёр, которому доверили управление непризнанной республикой…
Песню зал слушал стоя. А Михайлов пел с закрытыми глазами – объяснил, что иначе бы просто не смог: ком в горле.
– Спасибо за тепло и понимание, – поблагодарил актёр всех в конце вечера. – Я бы с удовольствием приехал к вам ещё раз, чтобы опять встретиться со зрителями, спокойно побродить по Смоленску, по его замечательным храмам… А сегодня мне ещё предстоит какая-то странная миссия. Я уже вздрагиваю от этого, но, дай бог, какая-то память останется обо мне в Смоленске.
«Странная миссия» также прошла при большом количестве зрителей, криками «Ура!» приветствовавших открытие именной звезды Александра Михайлова.
– Для меня в этом нет никакого особого события, – признался Александр Яковлевич в разговоре со мной. – Я абсолютно равнодушен к подобного рода звёздам, по которым можно ходить. Ну есть – и есть. А какого-то восторга или радости по этому поводу я не испытываю – у меня нет звёздной болезни…
Юбилей для Капитана
3 июня 2018 года президенту кинофестиваля «Золотой Феникс» народному артисту России Всеволоду Шиловскому исполнилось 80 лет. Юбилейный вечер в Смоленске стал неким послесловием к торжественным мероприятиям, которые прошли летом в Москве.
– Могу сказать честно, я счастлив, – признался Всеволод Николаевич, который вышел на сцену в капитанской фуражке. – Потому что эта дата никакого отношения к моей жизни не имеет. Никаких отклонений пока нет – так же вкалываешь по 12 часов в сутки, снимаешь, снимаешься, преподаёшь, выступаешь, участвуешь… За прошлый учебный год я поставил три спектакля. Играю там. Вот это и называется «жить полноценно». И никаких циферок рядом просто не может быть!
Юбиляр рассказывал зрителям о «самом великом театре в мире» – родном МХАТе, о кино, режиссуре, студентах и друзьях-коллегах, принимал поздравления с экрана от Аллы Суриковой, Бориса Грачевского, Аркадия Инина и лично от смолян.
– Люблю вас и буду здесь каждый год! – пообещал зрителям Капитан «Золотого Феникса»…
Птичек не жалко
Церемония награждения победителей – традиционная и логичная точка в завершении каждого фестиваля. Та самая раздача «птиц», ради которой всё и затевалось.
– В очередной раз фестиваль стал большим, ярким и по-настоящему праздничным событием не только для Смоленска, но и для всего российского кинематографического сообщества, – начала ведущая церемонии заслуженная артистка РФ Татьяна СУДЕЦ. – «Золотой Феникс» привлёк внимание как профессионалов, так и многочисленных любителей киноискусства. А эти пять дней порадовали участников и гостей громкими премьерами, тёплыми встречами, которые подарили всем позитивные и незабываемые впечатления.
Итак, «огласим весь список». Специальный приз имени писателя Бориса Васильева присуждён Киму Дружинину, режиссёру картины «Танки», – за оригинальное освоение военной темы.
Специальный приз имени скульптора Сергея Конёнкова получила режиссёр фильма «Осколки» Алиса Хазанова – за изысканное изобразительное решение.
Специальный приз имени актёра Михаила Папанова достался режиссёру Александру Гордону («Дядя Саша») – за попытку разобраться во времени и самом себе.
Специальным призом имени композитора Михаила Глинки отмечена режиссёр Екатерина Двигубская («Опасные танцы») – за музыку в кадре и за кадром и создание образа композитора.
Специального приза имени актёра Юрия Никулина удостоен Александр Молочников, режиссёр фильма «Мифы», – за ироничное отношение к жизни.
Специальный приз имени поэта Александра Твардовского присуждён режиссёру короткометражной ленты «Спасибо деду» Татьяне Полосиной – за понимание того, что человек – главная ценность на Земле.
Обладателем приза зрительских симпатий «Сапфировый Феникс» имени Людмилы Касаткиной стал режиссёр Кирилл Васильев («Ну, здравствуй, Оксана Соколова!» – за жизнеутверждающий и оптимистичный подход к непростой реальности.
Приз «Дебют» имени Юрия Гагарина – «Рубиновый Феникс» достался режиссёру Константину Хабенскому («Собибор») – за бесстрашное освоение сложной темы.
И наконец, гран-при фестиваля «Бриллиантовый Феникс» получил режиссёр Клим Шипенко («Салют-7») – за масштабный взгляд на безграничность космоса и человека.
Впрочем, «получил» в данном случае – просто фигура речи. К сожалению, ни один из лауреатов не приехал на церемонию награждения, и призы вручались в лучшем случае продюсерам и актёрам, в худшем – людям, которые к данным картинам вообще не имеют отношения. Правда, все они заверили зрителей, что награды обязательно найдут своих героев и будут переданы им лично в руки.
– Константин Хабенский сейчас в Америке – занимается новым проектом, – сказал продюсер «Золотого Феникса» Игорь СТЕПАНОВ. – Мы ему позвонили, чтобы поздравить с призом имени Юрия Гагарина. Он был очень тронут и просил передать привет всем смолянам. А приз мы отправим в Голливуд, где Константин сможет им похвастаться…
Не чужие
Фильмом закрытия фестиваля стала картина «Не чужие» Веры Глаголевой. Это последняя работа режиссёра, которую она успела только отснять – монтировали уже без неё.
– Я с большим трепетом поднимаюсь сегодня на эту сцену, – признался директор картины Станислав СЕЛИВАНОВ. – К сожалению, Веры Витальевны уже с нами нет, но её фильмы, её дела и роли остались на экране и в наших душах. Живёт эта неповторимая актриса и замечательный режиссёр и в каждом кадре фильма «Не чужие». Картина непростая. Она сложная и по сюжету, и по планам, и по всем средствам, которые мы там применяли. Но она действительно стоит того, чтобы её увидеть.
Фильм снят по известной пьесе «Глиняная яма». По сути, это семейная драма, участников которой ожидает страшное прозрение. И всё это – в декорациях русской глубинки, где жизнь словно застыла в конце прошлого века…
Фильм «Не чужие» был отмечен специальным дипломом Гильдии кинорежиссёров России…
От первого лица
Наталья Варлей, заслуженная артистка РСФСР, член жюри фестиваля:
– Я счастлива быть здесь. Я очень люблю Смоленск – с ним связано много воспоминаний, самых замечательных и добрых. Я играла здесь спектакли, приезжала сюда на фестиваль… И я благодарна устроителям «Золотого Феникса» за то, что пригласили меня в жюри. Благодаря этому я пересмотрела огромное количество замечательных картин.
А какие здесь замечательные, душевные зрители! С ними можно говорить на все темы, в том числе и серьёзные. На моём творческом вечере зал был полный – это всё, о чем может мечтать артист…
Дмитрий Щербанов, генеральный продюсер фильма «Танки»:
– Когда мы только начинали работать над фильмом, нам хотелось воссоздать на экране предвоенное поколение – тех людей, которые общественное ставили выше личного и готовы были отдать жизнь за Родину. Мне понравилось, как картину принимали в Смоленске – зритель, безусловно, был рад её видеть. Думаю, это потому, что «Танки» – не военная драма, а остросюжетный приключенческий фильм. На самом деле это даже фильм-эксперимент.
Мы с режиссёром Кимом Дружининым определили нашу главную задачу так: вернуть в пантеон героев легендарного создателя танка Т-34 Михаила Кошкина, которого последнее время стали забывать. И мне кажется, мы с ней справились.
Несколько вопросов президенту «Золотого Феникса»
– Всеволод Николаевич, как ощущение: фестиваль состоялся?
– Конечно. Он состоялся уже по главному параметру – интересу смолян. Не было бы этого интереса – не было бы и фестиваля. А здесь – полные залы, потрясающие мастера, замечательные фильмы… Всё это позволяет верить в 12-й Всероссийский фестиваль «Золотой Феникс» в следующем году.
– В чём, на ваш взгляд, отличие нынешнего фестиваля от предыдущих?
– В репертуаре. Здесь собраны все поколения и большая дань отдана людям ушедшим… Масштаб «Золотого Феникса» становится понятен любому человеку, стоит ему увидеть имена на «Площади звёзд» у «Современника». И я горжусь тем, что мне выпала честь руководить этим уникальным фестивалем. Конечно, с громадной помощью его создателя Игоря Степанова.
– А что вы можете сказать об уровне фильмов, представленных в конкурсной программе, – он вырос?
– Об этом всегда трудно говорить. Здесь уже вступает в силу другое поколение. И разные возраста. Так что жюри оценивало нынче, как молодёжь ощущает современность, как она чувствует или нет зрительный зал.
– Нынешний фестиваль проходит в год вашего юбилея…
– Для меня это не дата. Жизнь продолжается, работа продолжается…
Фото: Дмитрий Прудников
Ольга Суркова