Иван Полиенко: «Мне важно передать ощущения»
В Смоленске в Историческом музее открыта персональная выставка заслуженного художника России Ивана Полиенко. В экспозиции представлены живописные работы, посвящённые столице.
– Я сам сейчас впервые вижу эту выставку, потому что экспозицией занимались сотрудники музея. И мне понравилось – всё замечательно скомпоновано. Дело в том, что я немного волновался, думая, как это будет выглядеть в новом пространстве. Ведь когда работы едут из Москвы в другой город, они и сами становятся немного другими, - говорит художник.
– Тема Москвы, наверное, не единственное, что объединяет эти работы?
– Да. Здесь представлены картины разных лет, объединённые не только общей темой, но и моими формальными поисками. Я приверженец московской школы живописи, большое внимание уделяющей проблеме цвета и образа. В моих работах она решается по-разному: где-то более конструктивно, где-то детальнее.
– А сами вы как бы свой стиль определили?
– Я согласен с искусствоведами, которые причисляют меня к продолжателям сурового стиля. В своё время это было определение для работ художников, изображающих не радости советской действительности, а реальную правду жизни. Причём главное в этих работах – эмоции и драматизм.
– Иван Алексеевич, как рождаются сюжеты ваших картин?
– По-разному. Иногда они долго созревают, а порой достаточно одного взгляда, и замысел готов. Вот, например, этот мотив у подъезда моей мастерской на Верхней Масловке. Я вышел рано утром и увидел такой свежий летний пейзаж. Мне надо было куда-то идти, но вокруг всё было так красиво, что я взял этюдник и тут же сделал наброски, а потом в мастерской уже создал картину.
И для меня тут главное – не изображение конкретного места, а передача состояния летнего утра. В традициях наших великих пейзажистов – Саврасова, Левитана, которые в своих пейзажах передавали даже запах. У меня, по крайней мере, было такое желание. И мне кажется, всё получилось…
А ещё я люблю наблюдать за изменениями. И отображать их – как будто останавливать мгновения для истории. Вот этого дерева уже нет, а у меня на картине оно осталось. И я рад этому. Вообще, мне кажется, что именно это меня и мотивирует как художника – оставлять образ того, что утрачено, фиксировать момент. Я ощущаю потребность заниматься этим.
У меня есть работы, где одна и та же улица Новослободская изображена с разницей в несколько лет, и она просто неузнаваема. В 90-е годы это были полуразрушенные дома. Я изобразил её такой, как увидел как-то вечером: полумрак, машин мало, всё какое-то обветшалое. А потом была более поздняя работа: на домах реклама огромная, всё в растяжках. И современное изображение: офисы, кафе, театры, банки – настоящая европейская улица. И мне самому интересно со временем смотреть на эти непохожие образы одного и того же места.
– У вас много видов на город сверху, из окон…
– Я вообще люблю смотреть в окно, где бы ни находился – дома, в мастерской. Со временем от таких созерцаний что-то вызревает, и я пишу картину. Но опять же это не просто определённый пейзаж или сюжет: изображая одно, я подразумеваю что-то другое – незримое, на уровне ощущений.
И если зрителю передаётся именно это ощущение: летнего утра на даче, солнца в цветах, приближения грозы, – то картина вызывает эмоциональный отклик. Этим она, наверное, и может быть интересна. В том числе и мне, потому что мне всегда жалко расставаться со своими работами – отдавать их или продавать…
– Москва в ваших работах изображена с большой любовью. Вы действительно так любите её?
– Наверное. Хотя я этого порой и не осознаю. Многое ведь и от настроения зависит. Бывает, ты раздражён, тебя ничего не радует, а потом выйдешь на улицу и вдруг увидишь что-то, за что цепляется взгляд: красивый дом, вид живописный, – и это впечатляет, мотивирует к творчеству. Да, наверное, всё-таки люблю, раз пишу. Потому что пишу определённо с чувством.
– А нет желания написать Смоленск?
– Есть. Мы с друзьями художниками хотим как-нибудь сюда приехать на машинах и пописать этюды. Очень приятный, хороший город. И виды живописные…
Ольга Суркова