Новый сезон театра Miracle открылся буффонадой
Студенческий театр «Miracle» представил смоленским зрителям терпкий коктейль из клоунской буффонады, наивно-детективного расследования и непринуждённых раздумий о нелёгкой женской доле. Его ингредиенты были приправлены добродушной средиземноморской эксцентрикой. 22 ноября на сцене Камерного театра состоялась премьера спектакля по пьесе Дарио Фо «У маляров нет воспоминаний». Через две недели труппа отправится в Москву на Международный фестиваль франкофонных театров, чьим финальным аккордом станет искромётный фарс нобелевского лауреата с ненавязчивым психоаналитическим подтекстом.Ставить Дарио Фо, чья драматургия пропитана традициями комедии дель арте и чуждым российской ментальности суматошным духом европейского карнавала, – предприятие рискованное. Но Елене Курьяновой, художественному руководителю театра «Miracle», удалось без эстетического ущерба пересадить средиземноморское растение на почву русского неторопливо-лирического театра. Главным помощником режиссёра оказался, как это ни странно прозвучит, французский язык. Он диктовал непривычный ритмический рисунок спектакля, действие которого развивалось в бешеном темпе, не сбавляя обороты вплоть до счастливого, абсурдного и немного печального финала. Торопливая скороговорка французской речи накаляла фантасмагорическую атмосферу, которой овеяна квартира одинокой вдовы (её роль исполняет студента СГУ Ирина Новикова) – не то пансион, не то гарем, не то узилище бестолковых вдовушек-простушек.
Странные обитатели «нехорошей квартиры» выходят из оцепенения и обнажают свое нутро после того, как в затхлый мирок вдовьего одиночества вторгаются незадачливые маляры Альдо и Джованни, выдающие себя за профессиональных дизайнеров. Вжившись в маски клоунов, спрятавшихся под спецодеждой маляров, ведущий артист студенческой труппы Андрей Курганов и специальный гость проекта, актёр Филипп Тиббаль куражились напропалую, старательно и небезуспешно создавая в Камерном театре атмосферу французского варьете. Их комические импровизации, сопровождаемые журчанием французских мелодий, перевернули декорации вверх дном: на кресле, где сидел манекен, скосился чехол, ковёр свернулся гармошкой, а занавески разлетелись по всей сцене.
Атрибуты сценического нонсенса появляются в спектакле на первых же минутах. Застывший, словно восковой манекен, актёр в зелёных очках, котелке и с размалёванным лицом, бесконечная лестница, которую выносят, маршируя, клоуны-маляры, начало и конец которой теряются в кулисах, – всё это не оставляет сомнений в жанровой принадлежности спектакля к эксцентрической буффонаде. Но Елена Курьянова изменила бы своим эстетическим принципам, если бы ограничилась драматизированной клоунадой. Сквозь толщу комических мизансцен просвечивает трагическая судьба женщины, ставшей жертвой ревнивого желания удержать мужа, обуздав его либидо самым нестандартным образом – с помощью инъекций вызывающего временный паралич вещества.
Бесшабашные клоуны-проныры вместе с вещами переворачивают вверх дном душу квартирной хозяйки и выносят на свет её тайные фобии. Манекен, на которого они уронили лестницу, оказывается впавшим во временную кому мужем мнимой вдовы. Неудовлетворённость моногамным браком внушила ему странную причуду превратить семейное гнёздышко в восточный гарем. Нет ничего удивительного в протесте женской натуры против сомнительных с точки зрения нравственности супружеских фантазий.
Финал пьесы – торжество патриархата. Мужское начало покоряет женскую тягу к безраздельной власти над мужчиной и проделывает с изобретательной вдовой ту же процедуру, на которую уповала несчастная коматозница.
Нотки трагедийности, которые навевает судьба несчастной женщины, испаряются в финальной танцевальной пантомиме, где клоуны торжественно несут Ирину Новикову на плечах.
Театральный понедельник был примечателен не только тем, что в спектакле был задействован французский актёр, но и тем, что в Камерном театре собрались все смоленские учителя французского языка и некоторые их ученики. Спектакль театра «Miracle» – едва ли не лучшее средство популяризации прекрасного по звучанию и строению французского языка.