Рождение букета тюльпанов
Художник за мольбертом немного похож на волшебника: несколько взмахов кистью – и на чистом листе бумаги вдруг зарождается жизнь. Например, распускаются цветы – как это было на мастер-классе заслуженного художника России Александра Волкова в Смоленской художественной галерее.
Цветочная композиция для обучающего натюрморта была выбрана не случайно. Дело в том, что мастер-класс художника и педагога проходил в рамках его персональной выставки «Цветочная соната», которая больше двух месяцев радовала посетителей здесь же, в художественной галерее.
Букет для натюрморта Александр Волков сочинял сам. Специально выбирал тюльпаны разных оттенков и степени «расцвета», составлял пробные композиции, прежде чем остановился на той, что удовлетворила его эстетическое восприятие. По собственному признанию художника, он вообще никому не доверяет выбирать предметы для мастер-классов – всегда делает это самостоятельно.
Параллельная работа преподавателя и учеников над одним заданием – основа уникальной методики, разработанной Сергеем Андриякой, в Школе акварели которого работает и Александр Волков. Считается, что наглядный пример учителя способствует высокой эффективности учебного процесса. Причём вне зависимости от возраста и уровня подготовки ученика. Принцип Школы акварели Сергея Андрияки – научить рисовать можно любого, было бы желание.
В качестве учеников на этом мастер-классе были ребята из Смоленской детской художественной школы имени М.К. Тенишевой.
– Это те, кто учится у нас на отделении живописи, – поясняет заместитель директора школы Татьяна Еленева. – В основном четвероклассники, которые акварелью работают второй год. И мне хочется, чтобы дети увидели другой стиль работы, другой подход к акварельной живописи. Смоленская акварель – более текущая, а здесь, что называется, классика жанра: сосредоточенность на передаче материальности предметов, сочетания цветов, объёмности. К тому же Александр Павлович постоянно комментирует то, что делает, и очень понятно объясняет. Дети уже не просто повторяют за ним, но и понимают, что они делают, каким будет следующий этап.
Конечно, желающими поучаствовать в мастер-классе столичного педагога-акварелиста были не только школьники, но и взрослые. Однако из-за ограниченности учебного пространства последним пришлось довольствоваться ролью зрителей. Кстати, наблюдать за работой коллеги было интересно не только любителям, но и профессионалам.
– Я вообще человек любопытный, поэтому смотрю с удовольствием, – признаётся заслуженный художник России Вера Самарина. – К акварели я отношусь очень осторожно. Хороших акварелистов мало, потому что техника достаточно сложная. И это несмотря на то что здесь всего лишь вода и краски, и даже дети рисуют. Дело в том, что акварель имеет свои особенности: прозрачность при определённой плотности цвета, не любит бесконечного смешивания – всё должно наноситься тонкими лессировками. И мне очень интересно посмотреть, как это делается в знаменитой школе Сергея Андрияки. Тем более что у Александра Волкова своя манера письма: он работает без предварительного рисунка и берёт цвет сразу во всей плотности…
– Мы не стараемся задокументировать – мы создаём образ букета, – комментирует ведущий мастер-класса свои действия. – Натюрморт собирается как мозаика. Вначале цветок на переднем плане – центр композиции. Пишем его лепесток за лепестком, потом дополняем следующими…
Попутно художник открывал и некоторые секреты мастерства. Например, как сделать так, чтобы цветы на бумаге казались свежими.
– Надо написать их в минимальное количество слоёв, – объясняет Александр Волков. – Потом в тенях можно что-то прописать, добавить нюансы. А сами цветы – один-два слоя, не больше. Конечно, это довольно сложно и сразу может не получиться, надо тренироваться.
Пару часов спустя этюды были готовы. И эти акварельные букеты останутся у их авторов на память о мастер-классе столичного педагога и заслуженного художника России…
Постскриптум
Несколько вопросов ведущему мастер-класса.
– Александр, для вас сегодняшний мастер-класс…
– …это своеобразное завершение моей цветочной выставки. Поэтому мы сегодня и пишем цветы. Пейзаж мы уже рисовали несколько лет назад в КВЦ имени Тенишевых.
– Сегодня ваши ученики – дети, но я знаю, что в Школе акварели Сергея Андрияки, где вы преподаёте, занимаются и взрослые. Аудитории, разные по возрасту, как-то принципиально отличаются для вас с точки зрения подхода к их обучению?
– Трудно сказать. Наверное, всё-таки у взрослых уже есть какой-то предел обучаемости. А у детей с этой точки зрения всё впереди: некоторые вещи легче получаются, и потом это нужно только развивать… Зато у взрослых больше желания и усидчивости. Они точно понимают, зачем им это нужно. Дети не всегда осознают потребность рисовать – иногда это происходит под влиянием родителей, и тогда их всё равно больше манит то, что происходит на улице, а не в классе.
– И всё-таки в Школу акварели Сергея Андрияки берут всех желающих…
– Да. И взрослых учеников у нас много. Кто-то осуществляет мечту детства или юности – раньше не было возможности, а теперь на пенсии появилась. Есть молодые профессионалы смежных профессий: архитекторы, дизайнеры, – которые понимают, что им это нужно.
– А если рассмотреть психологический аспект творчества? Человек рисует просто для себя. Насколько это полезно? Что помогает развить такое увлечение?
– У меня занималась молодая женщина, которая за четыре года обучения родила двоих детей. При этом она никаких перерывов в учёбе не делала – основные события, видимо, происходили на каникулах. А потом я узнал, что это второй и третий ребёнок у неё, и после первого долго ничего не получалось – тогда какой-то психолог посоветовал ей начать рисовать, и результат не заставил себя ждать.
– Просто волшебная сила искусства!
– Да.
– А подобные примеры «волшебства» из собственной жизни можете вспомнить?
– Вряд ли. Для меня это всё-таки работа – ежедневная и кропотливая…
– Александр, вы планируете ещё приехать в Смоленск?
– С удовольствием! Мне город очень понравился. Хотя два моих последних приезда получились однодневными, и я многое не успел. А вот до этого я даже слазил на крепостную стену, пока она была ещё открыта, – сделал зарисовку. Сейчас мне очень понравился мотив: по пути от вокзала часовенка с видом на собор и крепостную стену. Есть в планах потом это написать…
Ольга Суркова