Танго с Вивальди
Музыкальная декада стартует в эту пятницу, 25 мая. И её организаторы – областная филармония при поддержке администрации региона – сделали всё возможное, чтобы порадовать и даже чем-то удивить взыскательную смоленскую публику…
– Говоря о фестивале имени Глинки, мы понимаем, что речь идёт прежде всего об уже сложившейся замечательной традиции, сформированной многими десятилетиями, – считает руководитель областного департамента по культуре и туризму Сергей Черняков. – Эта традиция связана с сохранением музыкальной культуры не только нашего региона, но и России. И администрация Смоленской области, безусловно, прилагает все усилия для того, чтобы фестиваль продолжал жить…
– Когда мы думали над концепцией фестиваля этого года, то хотели не только учесть уже устоявшиеся традиции, но и внести те современные тенденции, которые существуют сегодня в музыкальном мире, – говорит директор Смоленской филармонии Ольга Сахарова. – Вообще, для нас фестиваль имени Глинки – как подведение итогов концертного сезона. А сезон 2017–18 годов, который мы назвали «Ренессанс», был ярок и богат на грандиозные события.
Музыкальный калейдоскоп
Одним из таких событий, по мнению Ольги Сахаровой, стало создание Большого оркестра Смоленской филармонии. Новый коллектив родился по инициативе маэстро Игоря Каждана, который собрал на одной сцене сразу два оркестра: народных инструментов имени В.П. Дубровского и камерный.
– Все концерты с участием Большого оркестра были аншлаговыми, – продолжает директор филармонии. – Публика осталась довольна. И это дало нам основание предполагать, что именно смоленские музыканты не только могут, но и достойны открывать очередную Глинковскую декаду.
– На мой взгляд, участие наших коллективов в открытии – главное событие нынешнего фестиваля, – дополняет художественный руководитель и главный дирижёр Большого оркестра Смоленской филармонии Игорь Каждан. – Я, конечно, не знаю досконально всю историю предыдущих шестидесяти Глинковских декад, но у меня такое ощущение, что, возможно, это будет происходить впервые.
В первом отделении всё будет традиционно: прозвучат произведения М.И. Глинки «Арагонская хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», «Камаринская», «Вальс-фантазия».
– Я очень люблю музыку Глинки, – признаётся маэстро Игорь Каждан. – И мне хотелось в этот раз представить публике те его сочинения, которые, к сожалению, редко исполняются.
А вот во втором отделении зрителей ждут сюрпризы. Оркестрантам придётся сменить костюмы, так как будет звучать совершенно иная музыка. Публика услышит авторские композиции москвичей Сергея Фёдорова и Дмитрия Калинина, аранжированные последним мировые рок-хиты. Кроме того, будет исполнено соло на экзотическом для россиян инструменте – бузуке.
В ритмах чакареры
По сути, концерт-открытие задаёт тон всей последующей программе, которая традиционно богата на сюрпризы и не ограничена исключительно классикой.
– На фестивале прозвучит музыка разных жанров и стилей, – говорит художественный руководитель Смоленской филармонии Сергей Филин. – Достаточно ярко представлены и национальные мелодии разных стран: греческие, ирландские, немецкие и, конечно же, русские. А произведения Глинки, посвящённые испанской теме, станут неким мостиком к выступлениям испанского гитариста. Хосе Мануэль Дапена представит своё прочтение «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» в филармонии и Новоспасском.
Одной из изюминок нынешнего фестиваля можно назвать программу «Вивальди. Времена танго» в исполнении Юрия Медяника и его Emotion-orchestra. Это уникальное прочтение известного цикла концертов Антонио Вивальди, переработанного в стиле танго. Причём музыкантам, по мнению критиков, удалось не только максимально точно сохранить исходную партитуру классика, но и придать каждому из четырёх времён года индивидуальное звучание. Последнее – благодаря использованию элементов милонги, замбы и чакареры, являющихся разновидностями танго.
Кстати, сам Emotion-orchestra считается уникальным по составу ансамблем, объединяющим баян, скрипку, гитару и контрабас. И баян в нём выступает именно как классический академический инструмент, что позволяет существенно расширить диапазон звучания и трактовок, далеко выходящих за рамки лишь аргентинских традиций исполнения танго.
– Это безумно интересно, очень вкусно и невероятно профессионально, – считает Сергей Филин. – Уверен, что этот концерт вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Для маленьких зрителей
В нынешнем фестивале целый блок программ посвящён детям. Это два оркестровых проекта – две музыкальные сказки: «Теремок» в исполнении оркестра имени В.П. Дубровского и ансамбля народной песни «Славяне» и «Волшебник Изумрудного города» в исполнении камерного оркестра Смоленской филармонии.
2 июня в башне «Громовая» музыковед Татьяна Васильева представит свою авторскую программу «Детство Михаила Глинки», в которой примут участие и солисты филармонии Людмила Каминская, Анатолий Смирнов, Любовь Кашкова и Ольга Петрова.
– Это первая программа проекта «Детство великих музыкантов», который мы представим публике в следующем сезоне, – уточняет Сергей Филин. – И некая образовательная нотка в нашем фестивале.
А 1 июня на сцене областной филармонии выступят финалисты телепроекта «Голос – дети» Александра и Марьяна Мостовяк. Им будет помогать детско-юношеский ансамбль «Модерн» под управлением заслуженного артиста России Александра Баудера. Эстрадные и джазовые композиции, которые прозвучат в этот вечер, станут, по замыслу организаторов, хорошим подарком ко Дню защиты детей не только маленьким слушателям, но и их родителям.
На столичной сцене
– В этом году наш фестиваль расширяет свою географию, – замечает Ольга Сахарова. – Впервые за много лет один из концертов будет дан за пределами Смоленской области. 27 мая наш камерный оркестр и солисты Евгений Мишутин и Ольга Кузьмина выступят в музее-заповеднике «Царицыно» в Москве.
В программе «Вариации на тему классики» прозвучат вокальные и инструментальные сочинения русских композиторов XIX века: Глинки, Аренского, Чайковского и Рахманинова, а также романс Джакомо Пуччини «Хризантемы», не характерный для творчества этого композитора. Кроме того, смоляне вместе с заслуженным артистом России Александром Тростянским представят столичной публике сочинение Яна Сибелиуса для камерного оркестра и скрипки. Словом, концерт – абсолютно в стиле фестиваля имени М.И. Глинки.
Ещё одной значительной вехой нынешней декады станут две мировые премьеры, которые будут исполнены в день закрытия, 3 июня, в музыкальной гостиной Смоленской филармонии. Какие и чьи – пока остаётся в тайне, чтобы сохранить интригу для слушателей.
Из традиционных мероприятий заявлены выступления камерного хора Московской консерватории в Ельне и Смоленске, а также возложение цветов и концерт у памятника М.И. Глинке в день рождения классика 1 июня. Слово о Глинке произнесёт музыковед Татьяна Васильева. Она же будет вести программы открытия и закрытия фестиваля.
Два закрытия
Впрочем, закрытий у нынешнего фестиваля будет два: в Смоленске и Новоспасском.
На родине композитора 3 июня выступят коллективы филармонии и уже упомянутый гитарист из Испании Хосе Мануэль Дапена. И проведёт эту программу наш земляк, обосновавшийся в столице, ведущий радио «Орфей» Евгений Златин.
В Смоленске на закрытии фестиваля прозвучит музыкально-литературная композиция «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета. Дирижёр – Денис Власенко. Текст читает актёр театра и кино Игорь Золотовицкий.
– Композиция была создана специально для фестиваля Юрия Башмета в Сочи, – поясняет Сергей Филин. – Это не опера Глинки в традиционном исполнении, а переложение поэмы Пушкина на музыку нескольких русских композиторов: Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Бородина. Можно сказать, что это новаторское прочтение классики маэстро Юрием Башметом.
Так получилось, что в афише в качестве чтеца был заявлен Александр Лазарев. Но изменение графика съёмок не позволило ему приехать на закрытие фестиваля. Его заменил Игорь Золотовицкий, отец которого родом из Смоленска. По мнению Сергея Филина, это судьба.
– Я подсчитал, что в нынешнем фестивале примут участие порядка 20 солистов и 12 коллективов общей численностью боле 250 человек, – продолжает художественный руководитель филармонии. – Будут даны 17 концертов, которые пройдут в пяти населённых пунктах на восьми площадках. И общее количество слушателей, на которых мы рассчитываем, – то, что могут вместить все площадки, – порядка пяти тысяч человек…
От первого лица
Сергей Черняков, начальник областного департамента по культуре и туризму:
– В своё время Александр Сергеевич Пушкин, приветствуя потрясающий успех Михаила Ивановича Глинки, написал знаменитый канон, строки которого в очередной раз станут рефреном, ключевой идеей музыкального фестиваля на смоленской земле. «Пой в восторге, русский хор, – вышла новая новинка. Веселися, Русь! Наш Глинка – уж не глинка, а фарфор». Ни в малейшей степени не сомневаюсь, что итогом 61-го фестиваля станет очередное подтверждение правоты нашего знаменитого литературного классика.
Сергей Филин, художественный руководитель Смоленской областной филармонии:
– В словах Сергея Александровича прозвучала та восторженная нота, созвучная главной идее, которую мы вложили в этот фестиваль. Мы хотим его сделать действительно народным.
Он был и навсегда остаётся первым крупным классическим музыкальным форумом в России. Об этом мы не забываем и традиционно продолжаем развитие в таком направлении. Но время идёт, и нам хочется сделать Глинковскую декаду более созвучной новым его веяниям.
Мы не боимся экспериментировать, потому что хотим, чтобы наш фестиваль стал популярным не только в кругу меломанов. Пусть он будет любим большинством смолян. Пусть как можно больше людей, не имеющих отношения к музыке и редко заглядывающих в филармонию, узнают о нём и интересуются его программой.
Фото: Елена Белых
Ольга Суркова