Макаров и Макаров: корабли, держащие путь в далёкие порты
Как мы уже сообщали, 4 ноября, в самый День народного единства, в Смоленске состоялся уникальный концерт – играли Влад и Евгений Макаровы, отец и сын, мэтр и принц, патриот и эмигрант.Ирония судьбы заключается в том, что в день единства выступали люди, один из которых является патриархом авангардного искусства, с коим широкие народные массы не могут объединиться по определению, другой в настоящее время является гражданином страны, чья столица даёт кров штаб-квартире Североатлантического альянса. Действие происходило в арт-галерее «40 квадратов», что на улице Тухачевского. Широкая публика приглашена не была, да ведь она как правило игнорирует подобные акции, утробно гогоча на задворках духа.
Благодарным слушателям была предложена сугубо импровизационная программа в двух отделениях. Совершенно фантастический колорит происходящему добавляли работы развёрнутой в галерее выставки экспрессиониста Электрона, живописующего котов и кошек. Влад с сыном медитировали под гуляющими, прячущимися, поющими, бродяжничающими, бракосочетающимися, охотящимися котами. Сила эмоций, обуревавших художником, сказывалась в ярчайших расцветках развязно-счастливых животных.
Так получилось, что в зале было много людей, связанных родственными узами. Некоторые пришли послушать неформальную семью семьями.
Те, кто знаком с творчеством Влада, догадываются, что без традиционных форм виолончельной возгонки не обошлось. Евгений взял в руки нежную гитару, снабдил её электрической педалью и вступил в замечательный диалог – перекличку – переговоры с виолончелью. Музыка зарождалась на наших глазах, вспыхивала бронзовым завитком и некоторое время висела в воздухе, растворяясь и становясь всё тоньше.
Предваряя программу, Влад пообещал смешение стилей, и, разумеется, не обманул. Как человек искренне считающий, что писать о музыке путём перечисления стилей и их девиаций неплодотворно, я попробую описать свои ощущения от музыки через образы, ею рождаемые.
Дряхлые птицы, родившиеся только сегодня, но успевшие состариться; корабли, держащие путь в далёкие порты; струящаяся Жизнь; тростевая игра на ослабленных нервах; холодильник «Полюс», включившийся среди ночи; бубнёж водопроводного крана и бой английских часов; марш щелкунчиков; бреющий полёт космических детей; собака-оракул, дающая интервью русскому «Ньюсвик»; выходной продавца ёлочных игрушек…
Все присутствующие были вовлечены в некое особенное общение – посредством импровизационной музыки, когда музыкант силится отразить не только энное количество лет, прожитых под рыжим солнцем, не только вчерашний сон и собственные пристрастия в музыке, но и гений (дух) времени и места, отсвет лиц присутствующих.
Знаете, ощущение гармонии окружающей жизни бывает редким. Тем не менее, на этот раз получилось: концерт был закончен, и родилось благодатное чувство, что всё в мире на своих местах. И все надели плащи и пальто и вышли в революционную ноябрьскую черноту, подобно музыке, только что ведшей Психею вдоль уличных фонарей.
И в этом редком ощущении красоты преходящей жизни есть заслуга не только музыкантов, но и гостеприимных хозяев такого уникального для Смоленщины явления, как галерея «40 квадратов». Это совершенно особое место, где перестаёшь быть мещанином.
Я поспрашивал музыкантов Макаровых, есть ли какая-то система образов, описывающих музыкальные темы, намеченные для концерта. Они ответили: «нет». Я одинок со своим ощущением музыки, как и все остальные. Мой взгляд может быть любопытен другим слушателям, а может – нет, но есть человек, чьё мнение о состоявшемся выступлении наверняка будет интересно читателям. У дальней стены на диване сидела Наталья Макарова, спутница жизни и заботливая мама героев дня:
- На сцене – два ваших самых близких человека. Они вовлечены в высокое действие, в обмен творческими энергиями. Что вы чувствуете в этот момент?
- Это разнообразная палитра чувств. Радость, удовольствие, иногда – напряжение, иногда – некоторое разочарование. Были, на мой взгляд, моменты явной стагнации музыки. Потом вдруг проявлялись какие-то удивительные вещи, и душа моя ликовала. Я испытывала чувства не только зрителя и слушателя, но и мамы, и жены, разумеется, и это было связано воедино… Слава Богу, что мы продолжаемся в своих детях!