Дмитрий Калинин: «Публика меня вдохновляет»
Из разговора с руководителем удачного музыкального эксперимента.
Наверное, многие пришли на этот концерт, заинтригованные программой. Тяжёлый рок на народных инструментах с соло на балалайке – это как минимум необычно. А то, что солист-балалаечник Дмитрий Калинин ещё и композитор, и дирижёр, который представит публике свои пьесы, пожалуй, только добавляло интриги…
Итог превзошёл все ожидания. Зрители были покорены буквально с первых минут выступления, и градус восторга не снижался уже до конца концерта. В таких обстоятельствах беседа со звездой была наиболее логичным продолжением вечера.
Удачное «хулиганство»
– Дмитрий, «Балалайка-Fest» – это какой-то большой проект?
– Нет, это просто инициатива Смоленской филармонии назвать так мой концерт. Ну а я был не против…
– А постоянно вы с каким коллективом работаете?
– Я художественный руководитель и главный дирижёр шоу-оркестра «Русский стиль» (Москва). Нам скоро пять лет будет, и мы как раз известны тем, что помимо русской и классической музыки исполняем фолк-версии мировых рок-хитов. Это Nirvana, Prodigy, Muse, Rammstein – многое вы сегодня слышали.
Кстати, музыка Rammstein в нашем прочтении набрала в YouTube почти 11 миллионов просмотров. Хочу заметить, что это единственное в мире видео «народника», которое набрало такое рекордное количество просмотров.
– Откуда вообще взялась такая идея – исполнять рок на народных инструментах?
– Это, можно сказать, случайно получилось. У нас в оркестре все ребята – академисты, лауреаты многих международных конкурсов, на своих инструментах играют, как и положено, с шести лет. И, конечно, когда мы собрались вместе, то вначале исполняли только что-то академическое: Глинка, «Валенки»…
А потом кто-то на репетиции сыграл какой-то мировой хит – просто похулиганить. Другие подхватили эту идею. Я сделал сначала одну пьесу – публика приняла. Потом у нас появилась ударная установка – всё вообще зазвучало, и мы решили сделать целую программу с рок-хитами…
Волшебное «совпадение»
– Но сегодня вы выступали со Смоленским оркестром народных инструментов. Долго репетировали?
– Целый день вчера и ещё сегодня до концерта.
– И насколько сложно работать с коллективом, который вы знаете всего два дня? Особенно дирижировать…
– Я предварительно изучал их видеозаписи, и у оркестра была возможность познакомиться с моей музыкой, так что никаких особых сложностей не было. Буквально минут пять-десять первых была какая-то притирка: музыканты привыкали к моему жесту, я – к их реакции на него. И где-то с середины репетиции мы уже стали получать удовольствие…
Вообще, чувствовалось, что ребята готовились – молодцы! Я им очень благодарен, что они меня приняли с моей музыкой, потому что для современного композитора это очень большая удача – и то, что его играют, и то, что принимают.
Для меня очень яркий момент всегда, когда сами музыканты подходят и говорят, что всё было круто. Публика ведь разная бывает: кто-то подготовлен, а кто-то случайно попал на концерт. А тут просто поразительно: в чьи бы я глаза ни заглядывал во время выступления, видел реальный отклик. Всё так волшебно совпало, когда и оркестру нравилось играть, и публика была в восторге.
– Реакция публики во время выступления вам помогает или мешает?
– Вдохновляет. И меня, например, немного расстраивает, когда от публики ожидаешь более яркой реакции, чем получаешь. Это, конечно, крайне редко, но бывает.
Ну а когда я вижу такой восторг, как сегодня, то это вдохновляет, и любое волнение или сомнение уходит. Оркестр тоже расслабляется и начинает получать максимальное удовольствие, что тоже передаётся залу, – всё взаимосвязано.
Всё непросто
– Как вы думаете, в чём составляющие такого успеха: когда всё складывается не просто хорошо, а чудесно, феерично и вообще на взрыве эмоций?
– Мне кажется, прежде всего важна поддержка близких людей: единомышленников, семьи… У меня разные ситуации в жизни были, но в какой-то момент моя жена Анна сказала: «Занимайся тем, к чему душа лежит. Чувствуешь в себе потенциал дирижёра – работай с оркестром». И я окончил консерваторию – получил фундаментальное образование, которое позволяет играть не только классику.
Я так говорю, потому что, вопреки расхожему мнению, качественная эстрада совсем не проста. Это сумасшедшие ритмы, которых многие музыканты просто боятся. Это и необходимость создавать сценический образ, общаться с залом. Тут уже не получится просто сесть со своим инструментом, отгородиться ото всех и играть…
В общем, это много-много составляющих, над которыми надо работать, – всё сразу не приходит. Я тоже когда-то был просто академическим музыкантом. И мне было сложнее уйти в шоу. Но это захватывает…
– Я правильно поняла: эстрадную музыку исполнять сложнее, чем классику?
– Честно говоря, хорошо играть сложно всё. Нет музыкальных инструментов, обращение с которыми не требует мастерства. Разве что какой-нибудь идиофон, который сам звучит, едва по нему стукнешь.
Нет простых инструментов, и нет простых жанров. И хорошо сыграть обычную «Калинку» довольно сложно – везде есть свои штрихи и нюансы. Баха и Моцарта – тоже непросто, особенно на русских народных инструментах: там другое отношение к звуку и темпам. Эстрада – это свой ритм и стилистика, вообще необходимо успеть всё и при этом завести зал так, чтобы чувствовать отдачу…
Продолжение тела
– Вы сегодня показали себя и композитором, и дирижёром, и виртуозным исполнителем-балалаечником. А наиболее сильные творческие эмоции вы в какой ипостаси испытываете?
– Сейчас это, наверное, прозвучит смешно, но когда я сегодня продирижировал свои пьесы в первом блоке, вышел и взял в руки балалайку, то наконец выдохнул: вот он, мой родной инструмент. Всё-таки я с шести лет на нём играю. И с этого места я как-то совсем успокоился – так хорошо стало. Хотя всё нормально было и до…
– Моя любимая тема: взаимоотношения с инструментом. Для вас балалайка – это что?
– Часть тела. Когда я беру инструмент в руки, то чувствую себя так же комфортно, как и без него. А когда играешь и понимаешь, что инструмент тебе отвечает, то просто впадаешь в какое-то медитативное состояние – может быть, даже нирвану: тебя реально уже ничто не отвлекает и не мешает музицировать.
Нельзя сказать, что балалайка для меня член семьи или друг – это просто часть меня.
– А акустическая и электробалалайка отличаются чем-то по манере игры?
– По манере, подаче – нет. Они отличаются по звуку и по тому, насколько удобно на них играть. На электробалалайке, например, очень неудобно. И не потому что стоя. Она сзади плоская, и её держать нелегко – особенно поначалу. Хотя в какой-то момент привыкаешь и к ней.
Но мне оба эти инструмента нравятся. Каждый по-своему раскрывается…
– Дмитрий, смоленская публика может надеяться на новые встречи с вами?
– Конечно. И я буду очень рад. Меня пригласили приехать в Смоленск в конце мая – на открытие музыкального фестиваля. Надеюсь, что всё сложится, и я смогу выступить…
Для справки
Дмитрий Калинин – российский балалаечник, композитор и дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр шоу-оркестра «Русский стиль».
Родился 8 декабря 1978 года в Москве.
С отличием окончил Московский музыкальный колледж имени А. Шнитке и Российскую академию музыки имени Гнесиных.
Солировал в Академическом оркестре русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании.
Играл в ансамбле «Русский дуэт» с пианистом Филиппом Субботиным.
Озвучил партию балалайки во многих отечественных фильмах. Среди них: «Сибирский цирюльник», «Нежный возраст», «Раскалённая суббота», «Новые бременские музыканты», «Тихий Дон», «Статский советник», «Доктор Живаго» и другие.
Фото: Смоленская филармония и страница Дмитрия Калинина «ВК»
Ольга Суркова