Смолян приглашают прикоснуться к магии пленэра
В историческом отделе Смоленского музея-заповедника проходит персональная выставка живописи народного художника России Евгения Ромашко «Магия пленэра». В экспозиции представлены работы, написанные с натуры в Москве и во время поездок по городам России и зарубежья.
Эта выставка организована в рамках проекта «Культурное наследие как источник вдохновения», стартовавшего в Смоленске летом прошлого года. Его суть – проведение пленэров и выставок в исторических городах России. А в числе инициаторов – управление Министерства культуры по Центральному федеральному округу и Союз художников России.
Живописец, работающих в академической манере, представил смоленскому зрителю около тридцати работ. Все – пейзажи, написанные с натуры во время путешествий по России, в зарубежных поездках и в Москве, где автор сейчас живёт и преподаёт живопись в академии имени С.Г. Строганова.
– К нашему огромному удовольствию у нас сложились хорошие творческие и дружеские взаимоотношения с Академией художеств России, и поэтому сегодня у нас есть возможность представить работы такого серьёзного и именитого экспонента, – призналась на открытии выставки заместитель директора Смоленского музея-заповедника Тамара Орлова. – Знаете, во время подготовки этой экспозиции мы просто получили приятный эстетический удар. Потому что вначале от беглого взгляда на его работы было впечатление: ну, живописец. Когда стали смотреть более пристально: о, какой живописец. Ну а когда выставка была уже оформлена, оказалось: ого какой живописец! Такое количество жизненной энергии! Такое невероятное умение передать красоту даже унылого среднерусского пейзажа! Цвет, свет, воздух – в этих работах есть всё…
Поддержать живописца в день открытия выставки приехали и его друзья по Академии художеств. И все они выражали восхищение его невероятной трудоспособностью, искренностью и темпераментом.
– Евгений Ромашко – очень искренний художник, – отмечали коллеги. – Он передаёт в пейзаже собственные ощущения. А ещё – это взрывной трудоголик. Он работает день и ночь. Иногда кажется, что, если у него не отобрать кисть, он не остановится. Просто поражаешься, откуда в нём столько энергии. И энергии позитивной – это видно в его работах, которые очень эмоциональны. Его картины притягивают – к ним хочется подойти ещё раз и увидеть то, что, может быть, не открылось с первого раза.
«Евгений Ромашко принадлежит к поколению творцов, тонко чувствующих и ценящих художественную традицию, – так отзываются о нём искусствоведы. – Удивительная работоспособность и творческий потенциал позволили ему создать настоящую галерею природных портретов. В каждом из них заложено глубоко личное, интуитивное начало мастера, частичка его внутреннего диалога с пространством. Ясный пластический язык, точность и красота линий, многообразие мотивов и тем – всё это делает художника по-настоящему народным».
Впрочем, составить своё мнение о художнике можно, только увидев его работы. Потому что получать удовольствие от живописи Евгения Ромашко можно, лишь глядя на полотна и проникаясь эмоциями и чувствами автора. У смолян такая возможность есть до 20 мая.
Галерея природных портретов
– Евгений Викторович, ваша выставка называется «Магия пленэра»…
– Да, потому что все представленные работы написаны с натуры во время пленэров. Это результат моих поездок по России и за рубежом. Часть работ посвящена Москве, в которой я сейчас живу.
– …И в чём для вас заключается именно магия?
– В том, что когда человек работает с натурой, это сродни какому-то молитвенному состоянию. Ты не чувствуешь ни времени, ни холода, ни жары – никакого дискомфорта от нахождения на открытом воздухе.
Природа – божье создание. И ты на холсте пытаешься воспроизвести, повторить её. Конечно, это магия. И в процессе получаются такие вещи невероятные, когда ты понимаешь, что не ты владеешь каким-то мастерством, а космос владеет тобой. И ты действительно совершаешь некое магическое действо, результатом которого становятся эти произведения.
– Вы все пейзажи пишете с натуры?
– Да. Я вообще считаю, что человек, который занимается пейзажами, должен писать только с натуры. И посвящать этой работе большую часть времени. Я и сам этим занимаюсь, и студентов своих в «Строгановке» учу этому.
Не секрет, что вся наша школа академической живописи построена именно на работе с натурой. И чтобы преподавать, ты должен сам владеть этим – чтобы уметь и сделать, и показать.
– А по какому принципу вы выбираете эту самую натуру?
– Я стараюсь отразить в своих работах то, что наиболее характерно для того или иного места: края, города, даже просто какого-то уголка самого невзрачного. Для меня всё интересно. Я могу с удовольствием писать и экзотические виды, и совершенно незатейливые места, потому что живописно можно отразить любой пейзаж. Собственно, как раз в этом и состоит задача искусства: чтобы в самом обычном увидеть что-то прекрасное.
– В прошлом году вы уже приезжали в Смоленск…
– Да, я был на открытии выставки, посвящённой результатам пленэра, в котором участвовали художники из Москвы и Смоленска. Но это был уже не первый мой приезд в ваш замечательный город. Впервые я попал сюда году в 1986–1987. Тогда Илья Сергеевич Глазунов организовал проект для молодых художников – творческое объединение «Родина». Суть его была в том, чтобы молодёжь могла собраться вместе и ездить по старинным русским городам. В основном это были студенты его мастерской. А я просто дружил с этими ребятами, поэтому меня тоже брали в такие поездки. И одна из них была как раз в Смоленск.
Честно признаюсь, ваш город очаровал меня. Я был впечатлён и храмами, и крепостной стеной, и самим духом истории, который здесь ощущаешь…
Потом я был здесь уже в начале 2000-х – на открытии межрегиональной выставки академической живописи. Так что мой нынешний приезд в Смоленск уже четвёртый. И точно не последний. Потому что я уже планирую вернуться сюда осенью, чтобы в рамках межрегионального академического проекта «Живописная Россия» привезти сюда работы известных художников.
– А написать смоленские пейзажи вы не планируете?
– Планирую. Но пока не знаю, как это организовать. Сегодня на открытие выставки со мной приехали мои друзья-художники, и мы, буквально входя в этот зал, как раз говорили о том, что надо обязательно приехать сюда и творчески поработать.
– Нынешние студенты отличаются от тех, что учились с вами?
– Принципиально нет. Разница лишь в том, что сейчас в творческие вузы идут в основном девушки. В моё время было наоборот. Я не знаю, с чем это связано. Хотя могу предположить, что с тем, что профессия художника перестала быть высокооплачиваемой. Раньше мы знали: если удастся реализовать себя, можно зарабатывать неплохие деньги и содержать семью. Сейчас это проблематично, особенно для молодых художников. Поэтому ребята выбирают другие специальности – более модные.
Но в общем творческая молодёжь очень похожа на ту, что училась и в моё время. Есть середнячки, которые добросовестно выполняют все задания. Есть лентяи. Но есть и талантливые ребята, у которых глаза горят. От таких мы просто в восторге, потому что понимаем, что не зря тратим силы и время на преподавание.
- Если коротко, что является вашим основным принципом как художника?
– Стать художником я решил ещё в детстве. И посвятил этому всю жизнь, делая то, что мне нравится: писать ту красоту, которая меня окружает. Думаю, что я не оригинален в этом – это делали многие художники до меня и те, что работают сейчас со мной. Я следую традициям Левитана: стараюсь понять состояние природы, её изменчивость и передать это зрителю. Чтобы человек, зацепившись взглядом, остановился и увидел на холсте что-то, созвучное своей душе…
Для справки
Евгений Ромашко – живописец и график, народный художник России, академик Российской академии художеств.
Родился 1 февраля 1962 года в городе Запорожье (Украина).
В 1980 году окончил республиканскую художественную школу имени Тараса Шевченко. В 1985 году – Московское высшее художественно-промышленное училище.
В настоящее время живёт и работает в Москве.
Работы Евгения Ромашко хранятся в музеях Переславль-Залесского, Плёса, Рязани, Ставрополя, Челябинска, Костромы, Тулы, Воронежа, Владивостока, Краснодара, Симферополя, Мексики и Китая, в собрании Российского фонда культуры, а также в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.
Фото: Смоленский музей-заповедник
Ольга Суркова