Горький с ГРЕХом пополам
В первый день октября в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова прошла премьера трагедии в двух действиях «Грех» по пьесе классика «Зыковы». Режиссёр-постановщик спектакля – народный художник РФ, лауреат премии Российской киноакадемии «Ника» Борис Бланк.Тема греха, как и темы любви, добра и зла, вечна. К ней во все времена обращались самые различные авторы. В русской литературе одним из ярчайших примеров тому является творчество Ф.М. Достоевского, глубоко и подробно показавшего психологию греха. Эта тема волновала Пушкина, Ахматову, Алексея Толстого, Булгакова, в живописи – Босха, Джотто, Брейгеля, Тициана.
Грех – это каким-то образом нарушенная совесть, поступки против неё. Если у человека вообще она есть, то, как только он задумает или совершит что-то нехорошее, совесть мучает, карает, не даёт ни минуты покоя...
Никуда не исчезли (скорее, даже значительно приумножились) грехи и в наше время. Как говорится, чем ты умнее, тем больше грешных мыслей, тем они изощрённее. То, о чём и не подозревали и до чего никогда бы не додумались наши предки, сейчас порой считается чуть ли не нормой.
Неоднократно обращался к теме греха и Горький. И вот вчера в Смоленском государственном драматическом театре им. А.С. Грибоедова прошла премьера трагедии в двух действиях «Грех» по пьесе классика «Зыковы». Режиссёр-постановщик спектакля – народный художник РФ, лауреат премии Российской киноакадемии «Ника» Борис Бланк.
Постановка выдержана в классическом стиле, без авангардных изысков. Художнику-постановщику театра Светлане Архиповой удалось через сценографию реализовать замысел режиссёра. Декораций очень много, они в свете софитов выглядят завораживающе. Вот мы видим пристань с настоящей лодкой, на заднем плане раскачиваются огромные деревья. Основное действие происходит около массивного стола и старинного фортепиано. Приятная, стилизованная под ту эпоху музыка (оформление Дмитрия Монахова), костюмы героев - всё это создаёт неповторимую атмосферу.
В центре сюжета – типичный любовный треугольник. Небогатые дворяне. Молодая девушка Павла (Виктория Клевцова-Абакумова), не знающая за кого именно, но определённо желающая выйти замуж, Антипа Зыков (Олег Кузьмищев), отец семейства, и молодой распутный и гулящий юноша Михаил (Андрей Курганов). Отличие такого треугольника от тысячи других состоит лишь в том, что Михаил – сын Антипы Ивановича. Это сильно затрудняет выяснение отношений между соперниками.
Остальные образы играют второстепенную роль в пьесе. Создаётся впечатление, что все женские персонажи, мягко говоря, сами не знают, как говорила героиня Михаила Зощенко, «чего хочут». Софья, сестра Антипы, тоже мечется между «да» и «нет» в своих чувствах по отношению к лесничему Муратову (Валерий Брыксин), которого она когда-то любила, но разочаровалась. Её отказ приводит в итоге к его самоубийству.
Вообще в спектакле много водки, рукоприкладства, валяния по полу, целования ног и хватания за голову от ужаса и безысходности. Достаточно и попыток суицида. Нет ни одного счастливого персонажа. Один не боится греха, но не любит печаль, одолевающую после его совершения. Другой по-философски и с грустью рассуждает о «нынешнем уставшем поколении», третья просто спрашивает: «А когда я умной-то буду?» Антипа, вроде и любви хочет, и любит искренне Павлу, но его домостройный мозг не понимает, что это молодая девушка и с ней тиранское обращение не пройдёт.
Все интриги сюжета спектакля закручиваются в первом акте. Помимо основной сюжетной линии, мы видим хитрого и бодрого мошенника - немца Хеверна, обирающего простодушного Антипу. Немец постоянно хлопает себя по ступням и пританцовывает – в общем, всячески старается доказать всем, что он постиг загадочную русскую душу и природу. Павла постоянно донимает простого русского мужика Шохина своими расспросами: «…Это вы убили человека? Ах вы несчастный… как же вы с этим живёте?» Софья периодически выясняет отношения с Муратовым, отчего тот всё чаще прикладывается к графинчику. Во всём чувствуется некая неопределённость, незавершённость. Финал получился, как говорится, открытым. Режиссёр показал трагедию вырождающегося дворянства и купечества перед грядущей революцией.
Во втором акте, более коротком, но динамичном, происходит несколько неожиданных развязок. Все грехи и грешки вылезают наружу, персонажи изгоняются, раскаиваются или просто убивают себя.
Кроме уже названных, в постановке задействованы заслуженный артист РФ Николай Коншин, Инна Флегантова, заслуженная артистка РФ Ирина Голованова, Геннадий Черкашин и Юлия Чещевик.
Всем любителям классических постановок, максимально приближенных к оригиналу, ценителям страданий, безысходности и дум о своей никчёмности будет чем насладиться.