Фестиваль "Золотой Феникс". День второй: "Гидравлика", а также "кино под открытым небом"
Первый блин "Кино под открытым небом"В воскресенье специально посетил Лопатинский сад. Значит, что из себя представляет программа.
В 7 часов вечера начала играть музыка на Массовом поле. Там есть такой козырёк – под ним были установлены экран и колонки. Звучали песни из классических советских фильмов. На поляне перед сценой были расставлены пластиковые стулья. Сидеть достаточно удобно, свободные места были. Организаторы с самого начала стали злоупотреблять терпением зрителей. Только в 19-40 на сцене показался молодой человек и начал разыгрывать некие призы: якобы викторина. Зрители должны были узнавать по фотографиям звёзд фестиваля и отвечать на нехитрые вопросы по его истории. Всё это сопровождалось непритязательным конферансом в духе массовиков-затейников. Почему нельзя было разыгрывать сумки и календари пораньше, не знаю. Мы с женой специально пришли смотреть кино и были несколько обескуражены. Шутовство затягивалось, и я сам видел, как стали уходить люди. Вечерело, и сидеть становилось прохладно. Организаторы стали уверять, что во всём виновата слишком хорошая погода – ещё, дескать, слишком светло, чтобы показывать кино. Продюсер фестиваля Игорь Степанов настоятельно рекомендовал зрителям согреться чем-нибудь в уличных кафе неподалёку. Мне лично не хотелось бы, чтобы рядом с нами сидели люди, согревшиеся подобным образом. Даже когда ребята перед нами просто закурили, стало как-то неприятно в этом дыму.
Актёр Андрей Носков, представлявший фильм «Человек с бульвара Капуцинок», появился на сцене только в 20-10. Он человечно указал стоящим, где ещё есть свободные места. Затем ему стали задавать вопросы – разные, и глупые, и толковые. Народ всё прибывал, поскольку посетители парка подобными зрелищами явно не избалованы. Когда кто-то поднимался с места, его стул сразу занимали другие желающие. Организаторы похвалились, что точно посчитали присутствующих – что-то такое 481. По-моему, больше. Нас, например, никто не считал.
Фильм начался только в 20-20. Было совсем свежо. Действительно, для кинопроекции в солнечный вечер ещё светловато. Впрочем, это ничуть не расстраивало зрителей. Я подумал, что с фильмом «Человек с бульвара Капуцинок» организаторы угадали – в таких условиях как раз нужно что-то такое непритязательное, как в доме отдыха. Правда, если вы меня спросите, пойду ли я ещё на подобный сеанс, я скажу «нет».
С. М.
От редакции. Обращаем ваше внимание, уважаемые читатели, что это впечатления зрителя с пылу - с жару с самого первого сеанса. По имеющейся у нас информации, следующие показы проходили успешнее. Мнение организаторов о работе открытой площадки см. здесь: gt;gt;>
«Гидравлика»: горькая месть
Режиссёр Евгений Серов. В ролях Андрей Мерзликин, Андрей Кузичев, Юрий Ваксман, Ирина Лачина.
Несмотря на свое наукообразное название, фильм «Гидравлика», показанный во второй конкурсный день фестиваля «Золотой Феникс», не имеет ничего общего с одним из разделов физики. Под научной вывеской скрывается острая психологическая драма. Квартет персонажей, запертых в типовой «трёшке», получает вдоволь времени, чтобы разобраться в хитросплетениях своих судеб. Камерность действия создает ощущение доверительного диалога между зрителем и режиссёром, для которого фильм стал дебютом в большом кино.
Персонаж Андрея Мерзликина (его прозвище – Сэм), знакомого зрителю по фильмам «Бумер» и сериалу «Солдаты», поначалу кажется заурядным, никчемным распространителем импортной косметики, этаким продавцом-прилипалой, которого шпыняют все кому не лень. Всё меняется, когда судьба предоставляет ему шанс, вклинившись в мирную семейную идиллию бывшего однокурсника, насладиться мщением за былые непрощённые обиды. Реваншизм героя достигает такой изощрённости, которую иначе как артистизмом не назовёшь.
В роли судьбы выступает незадачливый вор-домушник (его играет талантливый ярославский актёр Юрий Ваксман), на свою беду завербовавший подельника, достаточно хитрого, чтобы до поры скрывать свой тайный умысел, и достаточно сильного, чтобы подчинить себе оробевшего рецидивиста.
Начавшись как криминальный детектив, фильм медленно эволюционирует в психологическую драму, которую не удерживают от трагической развязки даже обильные юмористические репризы.
Выступая перед зрителями, режиссёр Евгений Серов поделился своим видением того, что происходит на экране. По мнению создателя фильма, «жизнь – это поле, по которому летает бумеранг, и он всегда возвращается к тому, кто его запустил». Окунувшись в прошлое героя, которого выбило из колеи предательство лучшего друга Кости Чистикова и размолвки с невестой Ириной, зритель оказывается вовлечён в атмосферу мстительного угара, ревности и ненависти. Она разряжается суицидом, убийством и внезапной смертью. Без милосердия, без жалости и сострадания небытие поглощает людей, которые посмели хоть единожды, но поступиться своей совестью.
Как и обещал Евгений Серов, фильм пронизан повторяющимися, лейтмотивными метафорами, которыми бросают на бытовую историю отсвет вечности. Скрещенные деревянные бруски на стеклянной кухонной двери, сквозь которую льётся инфернальный жёлтый свет, напоминают кладбищенскую ограду. И недаром: на кухне вешается отчаявшийся Костя. А аквариум с двумя рыбками, томящимися в мутной водице, как нельзя лучше изображает психологическую атмосферу заплутавших бедолаг, которым не суждено изведать ни счастья, ни покоя, потому что суровый бумеранг судьбы уже настигает их беспечно-греховные души.
«Гидравлика» стал настоящим бенефисом Андрея Мерзликина. Невозможно избавиться от ощущения бесовщины при виде того, как беззаботно-цинично и бессовестно-артистично играет Сэм на самых слабых струнах души своих жертв. Что-то зловещее, безжалостное чувствуется в оскорбленном самолюбии Сэма, бесчеловечно мстящего за свою поломанную судьбу.
Как ни странно, прихотливая цепь ассоциаций, возникших при просмотре «Гидравлики», выудила из моей памяти библейскую цитату «Мне мщение, и аз воздам». Лев Толстой использовал её в качестве эпиграфа к семейному роману «Анна Каренина». Но она идеально подходит в качестве резюмирующей формулы к горькому и честному киноразмышлению Евгения Серова о преступной бесцельности и бесчеловечности мщения, которое взваливает на себя человек.
Леонид КАЯНИДИ
«Гидравлика»: наследники Достоевского
Можно только поздравить Андрея Мерзликина с яркой актёрской работой, а режиссёра Евгения Серова с дебютом – это его первый кинофильм, прежде выпускник театрального вуза снимал исключительно для телевидения.
Герой Мерзликина – несостоявшийся инженер и писатель, жертва обстоятельств, говорит на русском литературном языке и творит такое…
Название «Гидравлика» тому, кто не знаком с сюжетом, обещает криминальный боевик («Консервы», «Жесть», мода такая), но на деле оказывается остропсихологической драмой, не без крови, конечно.
Фильм снят по канонам театрального спектакля: минимум героев и обстановки – максимум напряжения. Подкачала только единственная женская роль в исполнении Ирины Лачиной: слишком уж равнодушная и спокойная, не выдержала высокую планку.
У каждого из четырёх героев есть имя, но общаются они только кличками. Сэм – Сергей Самсонов (Андрей Мерзликин) – волей случая становится соучастником квартирной кражи, попадая в дом своего бывшего одноклассника и однокурсника Чистова. Благоустроенный быт, семейное счастье друга с его девушкой толкает Сэма на зловещую месть. Он поочерёдно морально (во сила!) убивает своих жертв, доводит до шока и самоубийства, представляя это как расплату за предательство с их стороны в далёком прошлом. Друг, когда-то написавший донос, из-за чего Сэма исключили из института, девушка, якобы не дождавшаяся из армии – в больном сознании героя становятся виновниками всех его несчастий. Гидравлика – это он сам, ответный удар, многократно превосходящий причину изменений.
В своём поступке он не видит греха, как сам потом признаётся, «не нарушил ни одной заповеди». Расплата приходит и к нему в виде ножа от старого вора с проснувшейся совестью. Фильм хорош тем, что заставляет задуматься, сколько зла может быть сокрыто в человеке, и каким жестоким бывает ответ на пусть даже самое малое предательство.
Надежда БАГАРА