Композитор Николай Писаренко. Несть пророка в отечестве своём
О Николае Писаренко я много слышал в свои молодые годы. Тогда он работал художественным руководителем Смоленской филармонии.Хорошо знал и знаменитую песню о Смоленске, написанную им на стихи Владимира Клочкова. Помню её в исполнении известного смоленской молодёжи ансамбля «Колокола». На дискотеках и концертах музыканты пели:
Здесь на днепровских кручах
терема до неба,
Здесь люди сероглазы и добры,
Здесь пахнет русским духом,
румяным пахнет хлебом
И небо голубей голубизны...
терема до неба,
Здесь люди сероглазы и добры,
Здесь пахнет русским духом,
румяным пахнет хлебом
И небо голубей голубизны...
Мелодия и простые, незамысловатые слова песни вошли в моё сердце, как, наверное, и в сердца многих моих одногодок.
Лично с Николаем Егоровичем я познакомился много позже, когда уже сам пришёл из любительства в профессиональную литературу.
Помню то впечатление, которое произвёл на меня этот колоритный русский человек, с особой гордостью всегда подчёркивающий своё казацкое происхождение: статная мужская осанка, приподнятая вверх голова, прямой взгляд собеседнику в глаза, открытость в общении. Впечатление это при дальнейших встречах оправдалось и легло в основу моего отношения к Николаю Егоровичу. Добавилось ещё и восхищение его умением, несмотря на преклонный возраст, в душе оставаться молодым, легко находить общий язык и с простыми, и с выдающимися людьми.
Деятельность Писаренко многогранна. Композитор и певец, педагог и литератор, чтец и рассказчик, общественный деятель, горячо любящий Смоленщину и Россию истинно русский человек. Музыкальное композиторское творчество Писаренко многогранно и узнаваемо, отличается мелодическим богатством, основанным на русском мелосе, сочной колоритной гармонией, собственным творческим стилем. Композитор обладает сильным и бархатным по тембру голосом, превосходно владеет певческой техникой и распоряжается сценой. А умение проникновенно читать стихи (например, во МХАТе на встрече с Татьяной Дорониной он мелодично читал из «Василия Тёркина» – «Мать земля моя родная…»), что лишний раз подтверждает приверженность композитора к сочинению песен. Но самое главное в его творчестве – поддержание и развитие в вокальном и композиторском искусстве традиций, заложенных нашим великим земляком, основоположником русской классической музыки М.И. Глинкой. В этом я ещё раз убедился в июне этого года на торжественном вечере в честь А.Т. Твардовского в стенах нашего драматического театра. Николай Егорович в сопровождении оркестра им. В.П. Дубровского исполнил часть из оратории «Мать моя Мария Митрофановна» на стихи А.Т. Твардовского: «Ой, да перевозщик-водогрёбщик». Исполнение оратории, впрочем, как и сама её музыка, было, не побоюсь этого слова, гениальным. Я слышал эту песню в исполнении автора не в первый раз. Перечитывал печально-светлое, лежащее в широком русле русской народной песни стихотворение Александра Твардовского «Ты откуда эту песню…» из цикла «Памяти матери»:
…Перевозчик-водогрёбщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону — домой...
И всякий раз удивлялся глубине чувства поэта, которое личным переживанием сливалось с народной судьбой, становясь общим, национальным чувством – песней. Само по себе это стихотворение – народная песня. И написать мелодию к таким стихам, озвучить их музыку – задача чрезвычайно сложная.
В чём, на мой взгляд, проблема? Ответ прост – в народности интонаций многих стихов поэта, в опоре их на разговорную народную речь, народную культуру и её традиции. А потому и музыка на его стихи должна иметь такую же прочную основу – национальную. И Писаренко, понимая это умом и сердцем, нашёл единственный правильный ключ к стихам поэта – традицию М.И. Глинки.
И главное для нас, смолян, в том, что Писаренко соединил музыкой в своей оратории двух наших классиков – Глинку и Твардовского, тем самым претендуя остаться в истории нашей культуры автором классического произведения. Это почувствовала, впервые услышав «Ты откуда эту песню…» от автора, народная артистка СССР Людмила Зыкина и сразу же включила её в свой репертуар.
Исполнение Писаренко части оратории на торжествах, посвящённых 100-летию А.Т. Твардовского, было одним из уникальных её прочтений, какие, к сожалению, уже могут в обозримом будущем и не произойти. Ведь не только исполнитель и оркестр были на высоком духовном подъёме, но и все зрители и выступающие, находящиеся в Смоленском драматическом театре им. А.С. Грибоедова, были объединены тем общим, что в редкие минуты жизни приводит к осознанию нашего национального единства и родства. В театре этим общим стало творчество и имя Александра Твардовского. И оратория Николая Писаренко! Недаром после концерта первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко подарила Николаю Егоровичу свою книгу стихов с дарственной надписью: «Гениальному русскому композитору и певцу…».
С ораторией «Мать моя Мария Митрофановна» не стыдно было бы не только по Европе гастролировать, но и по всему миру. Заодно и про «днепровские кручи» спеть, и «Катюшу», и «Враги сожгли родную хату» вспомнить. Да мало ли талантливой музыки и песен сочинено смолянами! Жаль, что осуществить такое нам не по силам. Очень жаль…
Живёт и работает в Смоленске замечательный человек – талантливый композитор, певец и артист Николай Егорович Писаренко, посвятивший свою жизнь без остатка служению музыке.