От классики к джазу
В нашем городе-герое не осталась незамеченной смелая и неожиданная программа Смоленского камерного оркестра, которым руководитПавел Герштейн. Солист - лауреат международных конкурсов, заслуженный артист России Граф Муржа (скрипка). Павел Герштейн (на фото), художественный руководитель и дирижер Смоленского камерного оркестра, стал лауреатом премии имени Дмитрия Лихачёва. Лауреат международных конкурсов в России, Италии, Испании, Франции, ЮАР Граф Муржа неоднократно выступал на сцене зала имени М.И. Глинки. Совершенством считает его игру Зоя Павлова, преподаватель ДМШ по классу скрипки: «Муржа играет, как дышит, - свободно, легко, непринужденно и выразительно». Выпускник Московской консерватории (класс профессора И. Бочковой) стажировался в Королевской академии музыки в Лондоне и успешно гастролировал в России, Франции, Англии, Италии, Швейцарии, Голландии, Японии. В Смоленске его любят.
В первом отделении прозвучали «Венгерские танцы» Й. Брамса (оркестровка французского композитора М.О. Дюпана) и «Интродукция и рондо-каприччиозо» К. Сен-Санса (1863). Немало исполнителей с разной степенью успеха играли эти популярные произведения. Интерпретация Муржи – одна из самых впечатляющих. Да и кто бы сыграл «Венгерские танцы» более аутентично, чем венгр по национальности Муржа? Эта музыка у него в крови. А как чист голос его скрипки! Кстати, это инструмент работы Лоренцо Сториони, изготовленный в Кремоне в 1776 году.
Исполненные во втором отделении «Джаз-сюита №1»
Д. Шостаковича (изначально написанная для духового состава, в оркестровке Е. Щербакова), «Прелюдия №2» Дж. Гершвина и произведения С. Шакаряна понравились слушателям до чрезвычайности.
Первое исполнение на родине М.И. Глинки миниатюр «Голубое небо» (памяти Дж. Герш¬вина, посвящение П. Герштейну), «На волнах блюза», «Французский ретро-квинтет» стало открытием музыки глубоко национального композитора Степана Шакаряна. Это последний из ныне здравствующих учеников Арама Хачатуряна.
«Французский ретро-квинтет», навеянный впечатлениями от пребывания С. Шакаряна в Париже, был посвящён открытию посольства Франции в Ереване. Музыка, пропитанная ладовыми особенностями армянского народного искусства, джазовыми интонациями, цитатами из песен Эдит Пиаф, Ива Монтана, радовала слух.
Программу концерта украсили сольные партии лауреата всероссийских и международных конкурсов Игоря Аронова (фортепиано), Ларисы Третяк (скрипка) и Софии Боковой (виолончель), а также приглашенного солиста Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского Константина Черкасова (ударные инструменты). Публика принимала и солистов, и оркестр с сердечной теплотой.
Не обошлось и без сюрпризов от Павла Герштейна - дирижёр исполнил песню Nice and easу Л. Спенса. А «Лунную серенаду» Г. Миллера он не только спел, но и станцевал!
Ещё до начала концерта Павел Яковлевич кратко ответил на мой вопрос: «Чем радовать слушателя будете?»:
- Жизнерадостной, весёлой, ни на что не похожей программой «От классики к джазу».
Именно такой она и получилась.
Наталья КУЛАКОВА