"Начало" Кристофера Нолана: внедрение в подкорку
Головокружительное погружение в омут бессознательного, требующее от зрителя предельного напряжения сознания. "Начало" Кристофера Нолана – реаниматора культовой саги о приключениях Бэтмена – ставит традиционный психоанализ на колени. Материализация копошащихся в подсознании комплексов, нереализованных желаний, подавленных стремлений отливается в циклопическую форму голливудского блокбастера. Подобно психоаналитику-перфекционисту, Нолан берет на себя опасную и соблазнительную роль Творца, созидающего завораживающий, запутанный лабиринт подсознания. Исследование снов подано на американский манер. Из своих незаурядных способностей герой Леонардо Ди Каприо извлекает финансовую выгоду, а сам мир подкорки представляет собой довольно пестрый перформанс насилия, страха, борьбы за жизнь и мечты о счастливом и спокойном существовании в блаженном небытии.Сюжет "Начала" настолько запутан, что его адекватный пересказ вылился бы в отдельную повесть. Гениальный психолог в исполнении Леонардо Ди Каприо становится причиной гибели своей жены и под давлением обстоятельств начинает сотрудничать с компанией, извлекая необходимую информацию из сознания своих объектов. Но борьба героя с корпорацией, эксплуатирующей его феноменальные способности, – не более чем дань традиции, освященной "фабрикой грез", событийная рамка, в которую облекаются головоломные спекуляции с бессознательным.
Бросается в глаза эволюция актерского амплуа Леонардо Ди Каприо. Ничего общего между смазливым Ромео, добивающимся любви хрупкой Джульетты в декорациях современного Нью-Йорка, и изощренным манипулятором человеческой психикой, опыты которого губят его жену, потерявшую связь с реальностью.
Собственно говоря, не так уж и важно, кто исполняет роли в этом интеллектуальном блокбастере. Актерские работы Ди Каприо и Ватанабе блекнут на фоне грандиозного замысла Кристофера Нолана. Такие фильмы не проходят бесследно. И хотя "Начало" - типичный коммерческий кинопроект, который без солидных кассовых сборов единодушно признают провальным, концепция фильма настолько свежа и далека от избитых штампов, что он не может не вызвать волну подражаний. Так было с "Матрицей", задавшей моду на эффект замедления. Так было с "Властелином колец", положившем начало серии фильмов в жанре фэнтези. Так, я уверен, будет и с "Началом": падких на новизну киношников должны привлечь идеи визуализации стихии иррационального и двойного сна во сне.
Из всех актерских работ, пожалуй, можно отметить разве что Марион Котияр: ее героиня удивляет шокирующим сочетанием доверчивой беззащитности и беспощадной жесткости.
Кристофер Нолан назвал свое новое творение "фильмом мечты". Голливудские продюсеры после двух частей обновленного "Бэтмена", собравшего великолепную кассу, не побоялись вложиться в сценарий, над которым Нолан работал 10 лет. И недаром. Фильм стоит того, чтобы два часа высидеть в кинотеатре.