От «Страстей» до «Реквиема»
Спустя два года Артём Белов вновь дирижировал смоленским оркестром5 апреля в Смоленске прошёл концерт классической и духовной музыки «Во Царствии Твоем…». В программе прозвучали бессмертные произведения композиторов различных эпох: Баха, Моцарта, Бетховена, Верди, Чайковского, Танеева, Свиридова… Все они так или иначе были объединены темой Судного дня.
За дирижёрским пультом стоял в этот вечер Артём Белов, который ещё пару лет назад руководил Смоленским народным оркестром имени В.П. Дубровского. Руководил, к сожалению, недолго, однако достаточно для того, чтобы публика запомнила его яркие выступления и интересные проекты.
Кстати, одним из таких проектов стал первый великопостный концерт, состоявшийся как раз два года назад. Тогда в Смоленске впервые прозвучали «Страсти по Матфею» митрополита Иллариона (Алфеева).
О сложных задачах
– Артём Валерьевич, получается, вы были одним из тех, кто ввёл традицию проводить в Смоленске во время Великого поста концерты духовной музыки?
– Нет, идея таких концертов принадлежит митрополиту Исидору – меня лишь пригласили тогда в качестве творческого руководителя и дирижёра. Как, впрочем, и сейчас.
– С какими чувствами, эмоциями вы ехали в Смоленск?
– Только с позитивными. С какими ещё эмоциями можно ехать, чтобы играть такую великую музыку?!
Признаюсь, когда мне только предложили участвовать в этом проекте, я испытал радость и гордость от того, что меня помнят и ценят. А потом пришли волнения и сомнения: готов ли я соприкоснуться с такой великой музыкой, да ещё и в таком объёме? Да, отдельные номера мне приходилось дирижировать. И работа именно с духовными произведениями была для меня не нова. Достаточно вспомнить концерт, где звучали «Страсти по Матфею», – мне показалось, что я смог проникнуть в замысел автора.
Но тут задача гораздо сложнее, потому что произведений больше. Больше авторов, больше эпох – больше разброс по времени: от Баха до Алфеева. И хотя мы не играем сочинения целиком – только эпизоды, всё равно необходимо представлять его целиком. Знать всё об авторе, понимать его замысел, представлять ту эпоху, видеть различие между католическим и православным духовным сочинением… Поэтому сегодня нагрузка и на хор, и на оркестр, и на дирижёра, и на хормейстера увеличивается многократно. «Страсти по Матфею» – сочинение хоть и большое, но цельное. А здесь масштаб остаётся, но ещё добавляется количество произведений, и необходимо проникнуть в замысел каждого из них.
О сюрпризах для публики
– Какие-то сюрпризы сегодня публику ожидают?
– Думаю, да. Надеюсь, нам удастся в конце концерта удивить зрителей исполнением Kirie Eleison – сочинения патриарха грузинского Илии II.
Кроме того, сегодня прозвучит переложение фа-минорной прелюдии Баха в моей редакции. Это произведение, когда-то написанное для органа и хора, сегодня будут исполнять симфонический оркестр и хор. Работая над ним, я старался сохранить его органную природу, но при этом привнёс какие-то элементы из современного музыкального языка. В частности, будут звучать виброфон и другие инструменты, которых во времена Баха просто не было.
Мне будет приятно начать концерт немного издалека, чтобы прощупать звук. И уже вторым сочинением исполнить «Реквием» Моцарта. Прозвучит полностью третья часть этого произведения – от Dies irae до Lacrimosa. Конечно, все артисты очень волнуются – исполнять такую великую музыку непросто даже для выдающихся музыкантов.
– Я знаю, что сегодня будет звучать и ваше произведение…
– Думаю, это не стоит даже упоминания. Прозвучит одна моя пьеска, поскольку мне показалось, что в контексте программы она будет уместна.
– В Смоленске она будет исполнена впервые?
– Нет, она уже звучала здесь в октябре 2015 года на Первом международном фестивале памяти В.П. Дубровского.
О любви и всепрощении
– Тема Судного дня, реквиемы разных авторов – не будет ли это слишком мрачно, тяжело для восприятия?
– Не думаю. На этот концерт публика придёт уже подготовленная. У зрителей была возможность ознакомиться с программой – все произведения и авторы указаны в афише. В этом смысле мы никого не обманываем, и всё, заявленное ранее, будет звучать. Хотя, честно скажу, определённые сложности в подготовке этого концерта были…
– Какие эмоции вам хотелось бы донести до публики? Как вы думаете, что зрители почувствуют, слушая эту музыку?
– Я очень надеюсь, что мы донесём всю глубину замысла авторов, произведения которых мы будем исполнять. Мне хочется верить, что сегодня с концерта каждый уйдёт с каким-то своим, особым ощущением.
Хотя у нас нет задачи заразить всех единой энергией. Мы просто хотим напомнить людям о чём-то очень важном для каждого. Взять, к примеру, ту же тему Судного дня, которая прослеживается в этом концерте. С одной стороны, это гнев, но ведь с другой – это и любовь, и всепрощение. Это внутреннее состояние какого-то человеческого сомнения. И я, конечно, хочу, чтобы наши слушатели почувствовали сегодня именно любовь как отношение людей к людям, людей к Богу и Бога к людям – ту любовь, которая просто витает в воздухе и на которой, по сути, всё держится. По крайней мере, надеюсь, что никто не уйдёт с этого концерта пустым – каждого музыка тронет и вызовет какие-то сильные чувства.
Я лично жду только положительных эмоций. И очень хочу, чтобы их получили все: оркестр, хор, солисты, музыканты, зрители.
О жизни и творчестве
– После вашего отъезда из Смоленска не так много времени прошло…
– Да вообще как будто вчера было.
– … И публика вас, конечно же, хорошо помнит…
– Я тоже всех помню и всех люблю. У меня здесь осталось очень много друзей, знакомых, коллег – людей, с которыми мы продолжаем общаться, делать проекты, строить планы. Это и Александр Васильевич Зуй, и Игорь Евгеньевич Вакулюк, и Виктория Кузьменкова, у которой я иногда консультируюсь как у талантливого режиссёра…
– Думаю, многим будет интересно узнать о вашей творческой жизни после Смоленска: где, что, как складывается?
– Практически сразу после моего отъезда отсюда мне поступило предложение возглавить Тверской муниципальный оркестр народных инструментов. Я согласился, и сейчас у нас с этим коллективом масса творческих планов и проектов. Мы планомерно добиваемся того, что задумано: интересные гастроли, программы, не привязанные к каким-либо датам, самобытные проекты с привлечением балета, артистов разных жанров. В общем, всех секретов раскрывать не буду – это очень долго.
Кроме того, в Москве у меня есть ансамбль песни и танца имени Семёна Осиповича Дунаевского – брата известного Исаака Осиповича. И небольшой камерный оркестр. В основном езжу по стране с мастер-классами и гастролями в качестве домриста и дирижёра.
Хорошие творческие отношения завязались с ульяновским оркестром. Делал уже с ними несколько программ. Одна из самых ярких – «Танцы народов мира». И на этот год запланировали несколько интересных проектов.
В Москве провожу семинары для дирижёров из разных коллективов: профессиональных, филармонических, самодеятельных… В общем, творческая жизнь у меня активная, и мне это нравится.
– А нет желания приехать в Смоленск, например, на юбилейный Глинковский фестиваль?
– Приглашайте…
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ