Коротка ты, музейная ночь…
"Виват, Смоленск, виват! Парад исторических эпох" – было обещано на афише. "Вместе с предками-смолянами будем сражаться и побеждать!.. Совершите уникальное ночное путешествие в башню и на время ощутите себя защитниками Смоленска" – гласила программка. Что же на самом деле увлекательного в музейной ночи-2010?Ночное действо происходило в двух пространствах: сама башня Громовая и концертная площадка под открытым небом рядом с башней. Открыл ожидаемую нами феерию заслуженный артист России Юрий Афонов, исполнив гимн города Смоленска. Однако парад мало чем удивил. Были представлены самые знаковые вехи нашей истории. Обрядовые запевки в исполнении десногорской этногруппы "Белъсветъ", бой с татарами и героическая гибель Меркурия, строительство крепостной стены и встреча с самим зодчим (символично, что на всё это взирала величавая скульптура мастера, которой, кстати, ровно через год будет 20 лет…). И далее по страницам учебника истории: падение Смоленска в 1611 году и сражение с Сигизмундом, возвращение солдат корпуса Раевского из боя и пленение заплутавшего француза, ну и, конечно же, наступление немцев и их бравое изгнание. К Великой Отечественной войне было больше внимания, что вполне понятно. Не обошлось без отрывка из "Василия Тёркина", "Смуглянки", "Катюши" и других известных песен. Симпатичные девушки-почтальоны раздавали зрителям треугольные письма – "Благодарным потомкам от героев былых времён". Особенно сильно в этот момент прозвучало сообщение от ведущих о победе наших хоккеистов над Германией.
По многолетней традиции парад комментировал голос Николая Коншина (кто-то рядом сказал: "Ого, сам Левитан что ли?" – ещё один отголосок военных лет).
Никакого зрительского соучастия в происходящем не наблюдалось, никакого "вместе сражаться и побеждать", типичная театрализованная композиция. Злые вороги наступали от подножия стены, поэтому нападали неожиданно как для наших воинов, так и для зрителей, которым просто было не видно. Наши воины 1812 года, перебинтованные, но обязательно с гитарой, спускались с литовского вала, что за башней, там же пели песни, видно их было совсем плохо. Между эпохами выступали коллективы в народных костюмах. А зрители одновременно играли в свою обывательскую игру – успей занять сидячее место: стульев было катастрофически мало, и уж лучше бы их не было совсем.
Параллельно в музее организовывали экскурсионные группы. После парада отправились искать сюрпризы там. Небольшая очередь за билетами, благо успели заранее приобрести, поэтому быстро присоединились к одной из групп. Экскурсия ничем не отличалась от той, на которой я была около года назад. Только тогда это была пустая башня, теперь – забитая людьми. Поразил абсолютно тёмный, без освещения купол башни и вид из маленьких бойниц на ночной Смоленск. В остальном без изменений.
Чем темнее становилось на улице, тем прохладнее внутри. Из всех сражений сойтись в рукопашной пришлось только с комарами. Греться пошли в ближайшее кафе, где пили горячий чай с пиццей и делились впечатлениями. Хоть меня и убеждала подруга, что ночью стираются временные границы и ты как будто сливаешься с той или иной эпохой, я чувствовала только одно: "Домой и спать!" А потом прибежала другая подруга, с обидой рассказала, что музей уже закрылся и её, хотя билеты были куплены заранее, не пустили. Было всего около двенадцати ночи, а музейную ночь обещали до двух…
Екатерина ШУХ
Нетёмная ночь. История вопроса
Как рассказала корреспонденту «Смоленской газеты» Вероника Никифорова, заведующая информационным отделом Смоленского государственного музея-заповедника, первая ночь музеев на нашей земле была организована в 2005 году. Она прошла в рамках европейской акции, к которой присоединилась Россия. Формат был задан иностранцами, поэтому заявленная тема называлась «Свет в ночи». В тот год неспящей публике Смоленска были представлены шедевры мирового видеоарта. Программу удачно дополнили проекты местных художников. Плюс ко всему постарались музыканты из «Кафе Блюз», которые подготовили специальное представление. В общем, по оценкам многих, случилось то самое долгожданное событие в культурной жизни города.
На следующий год аналогичный проект прошёл под вывеской «Ночь оживших скульптур». В музее Конёнкова представили актуальное на тот момент в Смоленске направление боди-арт (на снимке 1). Параллельно организовали площадку для современных видео- и аудио-инсталляций. Градус творческого напряжения порой выходил за рамки дозволенного, в связи с чем «по техническим причинам» неожиданно отключался микрофон. Тем не менее, смоленский народ пребывал в восторге. И неудивительно: в середине 2000-х культурные эксперименты происходили нечасто.
Год спустя, наученные опытом, организаторы представили менее рисковый театральный перформанс под титулом «Код испанской принцессы»; ещё через год – посвящение прославленной меценатке княгине Тенишевой – представление «Впечатления моей жизни». В прошлом году ночь музеев была посвящена традициям дворянской усадьбы и называлась «Век нынешний – века минувшие». В частности, благодаря студентам Смоленского государственного института искусств были инсценированы те самые настоящие особенности русской национальной охоты (на снимке 2).
По словам сотрудником музея, формат данной акции до конца не определен, но цель ясна и понятна - работать на активизацию интереса к отечественной истории и широкую популяризацию культурного наследия человечества.
Павел ФИЛИППОВ. Фото автора