Культура

Дмитрий Маликов: как важно быть культурным

1 декабря 2016 года в 13:20
Народный артист России – о волшебной силе искусства

Популярный певец и композитор Дмитрий Маликов представил смолянам свой новый проект – спектакль «Перевернуть игру», с которым он уже побывал во многих городах ЦФО.

В центре сюжета – вечный конфликт отцов и детей. Только на этот раз основным предметом спора композитора и диджея становится музыка, хотя подчас разговор затрагивает и общечеловеческие, и даже философские вопросы.

В новом проекте Дмитрий выступает сразу в нескольких ипостасях: автор идеи, продюсер и исполнитель главной роли.


После уроков


– Дмитрий, три года назад вы приезжали в Смоленск со своим проектом «Уроки музыки»…

– Да. Я запомнил, что выступал тогда в филармонии, – у меня даже снимки остались в телефоне. Был в храмах – в соборе и маленькой церкви Михаила Архангела. Она как-то на сердце отложилась, хотя там внутри никакого особого убранства не было. Просто мне очень близка старая русская архитектура, а к теме реставрации я вообще отношусь очень бережно, считая, что иногда лучше не трогать…

– Новый проект – это логическое продолжение «Уроков музыки»?

– В какой-то степени. Просто после «Уроков музыки» я решил продолжить свою просветительскую деятельность и даже расширить её рамки. И если прошлый проект был направлен только на музыкальную молодёжь, то новый – уже на всю. Впрочем, родителям тоже будет интересно освежить свои знания в области культуры и классической музыки. Потому что в нём речь идёт в основном о классике. Я хочу на примере композиторов и той музыки, которая звучит в спектакле, мотивировать молодёжь к труду, познанию и духовному росту. Может, это звучит немножко высокопарно, но это так.

Здесь мы без всякого занудства говорим простым языком о великих вещах. И делаем так, чтобы после спектакля у ребят осталось что-то на сердце. Чтобы они, придя домой, захотели узнать больше, послушать классическую музыку. То есть мы стараемся вызвать у них интерес при помощи нашей так называемой культурной прививки. И, как говорит Михаил Казиник – человек, который много занимается просветительской деятельностью, – «Моя задача – обострить потребность». Я полностью подписываюсь под этими словами. И наша главная задача – обострить потребность в знании и познании.

Обыкновенное чудо


– В спектакле вы играете роль некоего волшебника…

– Скорее я играю себя. Просто у меня на сцене есть некие волшебные функции, которые помогают мне объяснить молодому сложному поколению, как важно быть культурным и образованным человеком.

– … И тем не менее: приходилось ли вам и в жизни быть волшебником для кого-то?

– Хороший вопрос… В принципе, мы все волшебники для своих детей. Кстати, сегодня день отцов – так что можете меня поздравить…

– Поздравляю!

– …И безусловно, я считаю, что мужчина должен быть волшебником для своей прекрасной половины, для своей семьи – всегда их чем-то удивлять и радовать. Но это идеальная ситуация.

– Если вы играете себя, что все слова, сказанные со сцены, – это ваши слова?

– Безусловно, они все через меня пропущены, и в большей части это действительно мои личные слова, личные истории, личные реакции. Да, в основном это я, потому что режиссёры и авторы сценария понимали, что я не профессиональный актёр, который может решать какие-то сложные сценические задачи. Так что тут я максимально защищён от каких-то неловкостей. Мне достаточно комфортно. Более того, я даже ловлю себя на мысли, что после спектакля гораздо меньше устаю, нежели после концерта. Наверное, потому что на концерте ты один и в центре внимания, а на спектакле мы работаем командой и есть моменты, когда я ухожу со сцены.

Культуру – в массы…


– Главной героине спектакля 16. То есть она ровесница вашей дочери. Это ведь не случайно?

– Конечно. Вообще, моя дочка – прообраз главной героини. Но поскольку у нас всё-таки профессиональная постановка, а она не актриса и учится в школе, мы провели мощный кастинг и нашли очень хорошую девочку – студентку ВГИКа Викторию Белякову. Мне кажется, она идеально подходит, потому что очень молода и справляется с ролью просто на «пять с плюсом».

В спектакле играют и известные артисты. Тот же Сергей Мухин, которого очень много показывают в художественных фильмах. Или Глеб Подгородинский, который сегодня будет в роли Моцарта и Баха, – заслуженный артист России, один из ведущих актёров Малого театра.

В общем, состав очень хороший – все люди опытные. А главное – нас всех объединила Ольга Субботина, высокопрофессиональный театральный режиссёр. Я хотел, чтобы была именно театральная драматургия – в чём я как раз не специалист.

И сразу хочу заметить, что у меня нет актёрских амбиций. Этот проект сделан не для того, чтобы я реализовал себя как актёр. Наша сверхзадача – это всё-таки просвещение. Нести культуру в массы… А деньги в кассы...

– Ну, последнее – явно не ваш вариант…

– Да, почти все дети приходят на наш спектакль бесплатно. Это заслуга в первую очередь руководства ЦФО и ваших местных властей. Мы получили грант Правительства РФ на проведение этих спектаклей. Кроме того, у меня есть друзья и партнёры, с которыми я сотрудничаю много лет и которые помогают в моих благотворительных просветительских программах.

Для меня очень важно, чтобы как можно больше детей и подростков увидели этот спектакль. В том числе и ребят из интернатов, малоимущих, социально незащищённых семей. Особенно из глубинки.

Я и дальше готов ездить по стране и заезжать в какие-то отдалённые города, лишь бы у ребят была тяга к этому. Потому что любое общество очень сильно зависит от того культурного наполнения, которым мы насыщаем молодёжь. Потому что это наше будущее. И то, будет наша страна культурной или варварской, зависит от нас сейчас – мы все реально на это влияем.

Секрет успеха


– На сайте проекта говорится, что в спектакле разгадан секрет жизненного успеха…

– Да, действительно разгадан.

– Насколько он универсален? Или речь идёт только о музыкантах?

– Он абсолютно универсален. Дело в том, что все великие достижения композиторов, о которых идёт речь, всё, что сделало их бессмертными, давалось им огромным трудом. Так что нужно просто много работать, и тогда у тебя есть шанс войти в историю.

– Это главная идея, с которой дети должны уйти из зрительного зала?

– Пожалуй, да. Но ещё очень хочется, чтобы они ушли просветлёнными. Потому что спектакль и о любви тоже. Любви к музыке, к искусству, к своей стране. Там есть и патриотические моменты – например, о премьере Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде. Да мы многие темы затрагиваем. И девочка-диджей в конце рассказывает свою лирическую историю. А я говорю о том, что музыка может стать и языком любви в том числе. Языком, который объединяет людей.

– А что этот проект означает для вас лично?

– Художнику необходимо ощущение смысла, когда он что-то делает. И когда я выхожу на сцену, слышу аплодисменты в конце спектакля, я понимаю, что в этом есть смысл. Есть некая задача и моя собственная реализация цели. Цели служения музыке, культуре, искусству.

«Перевернуть игру»


– Для вас спектакль «Перевернуть игру» – это первый выход на сцену в роли актёра. Планируется ли продолжение?

– Это зависит от того, будет ли спрос на подобные проекты. Во-первых, мы можем в нём что-то изменить, улучшить, добавить интерактивности. А во-вторых, если будет необходимость, можно сделать совершенно другой спектакль, который будет связан уже с литературой или изобразительным искусством. Это тоже колоссальный мир, интересные истории, яркие персонажи.

В общем, такое направление, как «Маликов-театр», будет развиваться или нет в зависимости от исторического контекста. Но я в любом случае буду продолжать заниматься музыкой, писать новые пьесы – без этого мне не обойтись. Хотя, признаюсь честно, просветительская работа также стала для меня важной и значимой частью жизни.

– Вы помните, как произошло ваше первое открытие классической музыки?

– Наверное, когда родители привели в музыкальную школу. А потом на сцену вышел, что-то сыграл, почувствовал себя артистом – тоже важный момент. Хотя трудно сказать, когда произошёл конкретный переворот сознания в сторону классики. Потому что я всю жизнь учился и вроде как привык к этому. Училище, консерватория, эстрада – всё было достаточно органично. Конечно, во многом благодаря родителям, потому что они у меня люди мягкие, но строгие.

– Вам часто в жизни проходилось «переворачивать игру»?

– Сложно сказать… Приходится. По сути, каждый день – это какое-то преодоление. Преодоление себя. Бывает, что встаёшь с утра – надо пойти отжаться раз тридцать, а не хочется. Но ты заставляешь себя и переворачиваешь… К сожалению, нам в жизни много чего приходится делать такого, что не очень хочется, но нужно. Поэтому будем и дальше переворачивать сознание нашей молодёжи в правильную сторону.

Фото: из архива Дмитрия МАЛИКОВА

Александр Морозов подарил жителям Смоленска «Малиновый звон»
В Смоленске пройдут «Канны-2016»

Другие новости по теме