Культура

Ольга Годунова: «Песня – это маленькая жизнь…»

25 ноября 2016 года в 11:04
Безусловное счастье любительницы творческих экспериментов

Петь Ольга Годунова научилась раньше, чем говорить. А сегодня она – одна из немногих российских исполнительниц, превосходно владеющая самыми разными стилями вокального мастерства, автор проекта JazzOpera, частый гость программы «Романтика романса» на телеканале «Культура»...

Мелодия жизни


– Ольга, музыка в вашей жизни – это…

– …сама жизнь. Я пою с самого раннего детства, лет с двух. Как вспоминает моя мама, я, ещё не умея хорошо говорить, постоянно что-то напевала, и она по мотиву сразу понимала, что за песня, – настолько чистой была интонация. И потом, уже в сознательном возрасте, я почти всегда мечтала стать певицей. Почти, потому что одно время мне ещё хотелось быть хирургом – врачом, как мой папа-педиатр. Но всё-таки музыка победила. И это действительно для меня сама жизнь. Нельзя сказать, что есть жизнь и есть музыка, – для меня эти понятия неотделимы.

– А насколько ваш репертуар созвучен вашему внутреннему состоянию?

– Созвучен, конечно. Хотя в нём есть не только те песни, сюжет которых как будто из моей реальной жизни. О чём-то счастливом или, наоборот, грустном – как у всех людей. Есть что-то, что со мной не происходило, но я пою об этом. То есть проживаю актёрски, представляя себя в заданных обстоятельствах.

Счастье вдруг…


– Вы очень эмоциональны на сцене, и зритель вам верит. Чувствуется, что за всем этим – гораздо больше, чем просто желание выйти и петь… Откуда столько энергии?

– Энергия есть уже в самой музыке. В текстах песен, если поёшь их с отношением. Ведь каждое произведение – это как маленькая жизнь. В каждой песне есть какая-то история: в одной – глубокая, в другой – не очень, но она есть, и её надо прожить на сцене. Спеть так, чтобы зритель понял, что ты хочешь ему сказать.

И потом, зал: когда ты видишь глаза, в которых столько чувств и эмоций, – это тоже энергия, которая передаётся мне. Я недавно прилетела из Барнаула, где пела французскую эстраду и немного советскую, потому что я её обожаю. И когда я исполняла «У беды глаза зелёные» Евгения Птичкина, то видела, как люди плакали. Это так трогательно! Ты понимаешь, что всё не зря. Пожалуй, это главное для меня в профессии – найти такой отклик у зрителя. И это такое счастье – счастье, которое переполняет тебя, когда ты стоишь на сцене.

Я очень хорошо запомнила такой момент. Мы работали с Государственным оркестром кинематографии в программе, посвящённой 80-летию Геннадия Гладкова. И как раз с вашим земляком Владиславом Косаревым пели из «Бременских музыкантов». Я стояла на сцене и вдруг поймала себя на мысли: «Боже мой, за что мне такое счастье?!» Это было такое невероятное ощущение, которое просто свалилось на меня! Счастье от того, что стою на сцене, работаю с таким потрясающим оркестром, с легендарным дирижёром Сергеем Ивановичем Скрипкой, пою классные песни – наши, на русском языке... И таких минут не стоит ни одна вещь на свете: ни деньги, ни золото-бриллианты. Это счастье настолько в тебе, что ты можешь поделиться им только эмоционально...

– Вот что значит волшебная сила искусства...

– Наверное. Интересно, что ведь такое острое по силе чувство не всегда бывает. Иногда работаешь, выкладываешься по полной, видишь отклик у зрителей – всё замечательно, но волшебства не происходит. А бывает, что ты просто растворяешься в музыке. И бог с ними, со словами, которые ты можешь забыть, – это такая ерунда на самом деле. Мне однажды зрители сказали: «Ой, нам так нравится, что вы, артисты, ошибаетесь, – мы видим, что вы живые». И получить такие откровенные признания – тоже счастье.

– А за пределами сцены в чём для вас счастье?

– Для меня счастье – безусловное чувство, которое внутри. И оно абсолютно ни от чего материального не зависит. Или бывает, что мы думаем: «Вот был бы этот человек рядом, и я была бы самой счастливой». Но это заблуждение. Счастье – только в тебе, и не надо его искать где-то ещё. По крайней мере, я пришла именно к такому выводу. И чем больше доброты и любви ты транслируешь вовне, тем больше этим счастьем наполняешься.
Конечно, семья и близкие люди, которые рядом, – это тоже счастье. Но смысл в том, что, найдя его именно в себе, ты сможешь отдавать, делиться. И это тоже счастье.

Вдохновлённая Паваротти


– Я знаю, что у вас есть программа, где вы соединили джаз и оперу…

– Да. Причём сама идея родилась у меня очень давно. Я помню, что это был 1992 год, когда я впервые услышала концерт «Паваротти и его друзья». Тогда, если говорить бытовым языком, Паваротти вывел оперу на улицу. Хорошо помню, как была потрясена выступлением Майкла Болтона, рок-исполнителя, который пел классическую арию. И тогда я просто заболела этой идеей, потому что у нас в России такого не было.

Я получила классическое образование как оперная певица, концертно-камерная, но мне всегда нравилось петь и джаз, и эстраду. И, конечно, мне было интересно объединить разные жанры в одной программе. Вот так три года назад и родился проект «JazzOpera», который мы делаем с моей подругой Екатериной Лёхиной – потрясающей певицей, обладательницей премии «Грэмми». Правда, когда Катя не может выступать из-за гастролей на Западе, мы работаем с не менее прекрасной певицей Витой Васильевой. Я очень люблю этот проект. Вложила в него столько души, времени и сил. Да и продолжаю вкладывать.

Почему-то очень часто, когда я договариваюсь с филармониями, художественные руководители относятся к нашему проекту с недоверием: «Вы знаете, у нас публика любит чистые жанры». Это говорят практически в каждом городе. И когда мне удаётся их убедить и мы всё-таки приезжаем с концертом, все остаются в восторге – и руководство, и публика. Надеюсь, наш проект будет успешно развиваться и дальше, и, может, когда-нибудь мы приедем с ним и в Смоленск.

– Думаю, что нашей публике это будет, безусловно, интересно… Я так понимаю, что в творчестве вы – любительница экспериментов?

– Можно сказать и так.

– Но ведь любой эксперимент – это всегда риск?

– Безусловно. Но до определённого предела. Так что, идя на какой-то творческий эксперимент, я всё же головы не теряю и реально оцениваю ситуацию. Поэтому если вдруг какие-то рок-певцы попросят меня спеть с ними, я, наверное, откажусь, потому что не владею этим жанром.

А вот когда солист Мариинского театра, артист балета Юрий Смекалов предложил мне соединить в одном проекте современный танец и французскую эстраду, я с радостью откликнулась – вот такие эксперименты я обожаю. Я знала, что Юрий – потрясающий профессионал, видела его работы и как хореографа, и как исполнителя. То есть для меня важны уровень мастерства коллег-участников и интересная идея, которая созвучна моей душе, потому что тогда и я должна соответствовать этому уровню и чему-то ещё учиться. Ради таких творческих экспериментов можно и рискнуть.

– А насколько вы любите экспериментировать за пределами сцены?

– Не знаю. Наверное, тоже могу, но в разумных пределах. С парашютом я точно не прыгну. И на лыжах с высокой горы не поеду – я не экстремал по жизни…

Магия кино


– А вам никогда не хотелось сняться в кино?

– Хотелось. И до сих пор хочется. Я уже снималась в паре сериалов – из таких, о которых не говорят, потому что там ни искусства, ни режиссуры. Надо было зарабатывать. Но я всё равно получила удовольствие. Вот это «Мотор! Начали!» – просто волшебно звучало и мне ужасно нравилось. Я поняла, что перед камерой чувствую себя даже свободнее, чем в жизни. И на съёмках мне всё было интересно, потому что это совсем другой мир. Ведь в кино ты можешь быть тем, кем никогда не будешь в обычной жизни. Ты перевоплощаешься в какой-то образ, переживаешь что-то необычное, выходишь из него и остаёшься тем, кто ты есть. Ты можешь примерить на себя любой характер. И поймать это ощущение: почувствовать себя совершенно другим человеком, которым ты становишься лишь на время, – это такой кайф. Главное – потом вовремя из образа выйти…

– А если бы вам предложили самой выбрать актёра, с которым вы могли бы встретиться на съёмочной площадке, кто бы это был?

– Мне кажется, что сейчас у нас есть целая плеяда актёров и актрис, которые невероятно талантливы и очень интересны. С ними не то что встретиться – я бы с удовольствием просто тихонечко рядом на стульчике посидела, посмотрела, как они работают на площадке.

Ещё было бы интересно с какими-нибудь французскими актёрами встретиться – мне очень нравятся французские и итальянские фильмы. А вообще, последние годы стала больше любить русское кино. И у меня как у зрителя ощущение, что оно возрождается…

Интересно получается: когда-то я мечтала говорить по-французски и жить в Европе. Уехала, пожила, потом вернулась. И нисколько об этом не жалею. О том, что живу не там, а здесь, где всё вокруг такое близкое, где Родина. Я с удовольствием туда приезжаю – у меня там много друзей. Но, несмотря на все сложности, лучше всего я чувствую себя именно в России. Знаю, что многие русские женщины хотят выйти замуж за иностранцев, а мне кажется, что наши мужчины – самые лучшие.

– Какие составляющие у вашего рецепта успеха?

– Трудись – и будет у тебя успех. На голову само ничего не падает. Ещё, конечно, удача нужна: очень важно оказаться в нужное время в нужном месте. И постоянная работа над ошибками, поскольку нет предела совершенству, ты всегда должен быть немного чем-то недоволен…

Фото: из архива Ольги ГОДУНОВОЙ
В Смоленске прошел фестиваль «Юные таланты за безопасность
Смолян зовут в ледниковое королевство

Другие новости по теме