Культура

"Что" и "как" играть на сцене

12 мая 2010 года в 08:43
Заслуженному артисту России, актёру Смоленского областного драматического театра имени Грибоедова Сергею Тюмину исполнилось 55 лет.

- Сергей Борисович, почему вы стали актёром? Что для вас значит театр?
- Родился я в Киргизии, школу окончил уже в Узбекистане. Отец был военным и всегда хотел, чтобы я пошёл по его стопам. Но так уж получилось, что я с юности увлёкся театром, тогда ещё любительским, народным. Но все думали, что я всё-таки пойду по военной части, и когда в Москве я окончил ВГИК, всем стало понятно, какую профессию я выбрал. После года скитаний по киностудиям обратился в Министерство культуры с вопросом, куда требуются актёры. Они предложили на выбор несколько городов, в числе которых были Орёл, Брянск и другие, но мне понравилось название "Смоленск". И вот с 1977 года я здесь.
- Какую из ваших ролей вы считаете наиболее удачной?
- Дело в том, что все нормальные актёры прекрасно понимают: оценивать свою игру самому просто глупо и никак уж не объективно. Вообще мне, думаю, повезло, потому что в абсолютном большинстве случаев роли я получал действительно хорошие, яркие, запоминающиеся. И вы знаете, они все мои любимые. Какая из них более удачная и дорогая, а какая менее, мне сложно судить.
- Есть ли роль, которую вы всегда хотели сыграть, но по каким-то причинам не сыграли?
- В своё время я пробовал себя в качестве режиссёра, очень хотел поставить "Макбет" Шекспира. На моём сорокалетии был бенефис, где я сыграл Макбета, а вот на большой сцене пока не удалось. Пожалуй, это именно та роль, которую я хотел бы сыграть.
- Театр – сложный механизм со своими правилами и неповторимыми особенностями. Какими качествами нужно обладать, чтобы ужиться в актёрском коллективе?
- Художники и поэты сами в себя погружены и сами себе предоставлены. У актёров профессия, во-первых, коллективная – мы на сцену выходим вместе. Во-вторых, на этой сцене мы должны искренне улыбаться, искренне любить и искренне же ненавидеть друг друга, если этого требуют роли. Другими словами, присутствует некая корпоративность, актёры друг за друга держатся, вместе переживают и успех, и провал. Хороший спектакль и хорошая его режиссура делают нас на время действия одной семьёй.
- Ваше хобби?
- С этим проблема, потому что у меня достаточно напряжённый график работы. Я почти 11 лет преподаю в институте искусств, возглавляю кафедру актёрского искусства. Обучаю студентов сценической речи. Занятость в театре варьируется в зависимости от количества постановок, в которых я задействован. В этом сезоне у меня вообще не было свободного времени – приходил и буквально падал, утром снова бежал на работу. Сейчас с этим стало немного посвободнее.
- Как вы считаете, театр в данное время актуален или потихоньку становится историей? Что можно сделать, чтобы отвлечь молодёжь от Интернета и других новомодных развлечений и привлечь её в театр?
- По молодости я считал, что театр – искусство умирающее. Позднее понял, что сцена – это актёрская душа, а кино – это всё-таки ремесло. Имею в виду бесконечное количество дублей, которые приходится отрабатывать до желаемого результата. А на театральной сцене проигрываешь всё от начала до конца на одном дыхании..
Интернет может заменить всё что угодно – телевидение, радио, газеты, но только не театр. Его ничто не может заменить в силу его сиюминутности. Каждый спектакль неповторим, даже если это одно и то же произведение и играют в нём те же актёры. Мало того, это некое таинство, шаманство, во время которого происходит единение актёров со зрителями. Его обязательно нужно смотреть живьём, так как никакая запись неспособна передать эти ощущения.
Как привлечь молодёжь в театр, я затрудняюсь ответить. Могу сказать только одно: чтобы полюбить и понять его, нужно просто туда чаще ходить. Не спорю, далеко не всем нравится театральное искусство, и далеко не все его понимают. Радость от того, что ты начинаешь понимать театр, очень велика и сравнима с радостью познания неизведанного.
- Не секрет, что актёрам во время спектакля мешают громкие реплики, звонки мобильных телефонов, вспышки фотоаппаратов. Что вы хотели бы сказать тем людям, которые порой забывают, куда они пришли?
- А что тут скажешь? Воспитанный человек такого себе не позволит, а невоспитанному бесполезно что-то говорить, только напросишься на агрессию или обиду в ответ. Просто нужно иметь внутреннюю культуру, вот и всё. Этого вполне достаточно. Отдельного разговора заслуживают вспышки. Они, безусловно, мешают, но мы понимаем, что это необходимо, чтобы сделать хорошие фотографии. Актёры стараются настроиться на этот раздражитель заранее.
- Проблема, которой уже не один десяток лет: часто зритель, особенно на задних рядах, не слышит актёров.
- Это действительно большая проблема. В залах бывает очень много акустических ям. Наш, к сожалению, не является исключением. Справиться с этим, преодолеть эту трудность, донести до зрителя свой голос – это индивидуальное дело каждого актёра. Правильно уметь сделать так называемый посыл голоса в зрительный зал – это умение, нарабатываемое годами практики.
- В чём заключается магия театра? Как происходит взаимодействие актёра и режиссёра? Как он "вытягивает" образ из актёра?
- Режиссёр говорит "что", а актёр должен знать "как". Когда режиссёр начинает актёру говорить "как" - это неправильно, так как любой среднестатистический актёр и сам знает "как". Режиссёр может подсказать, но не заставить. Каждый человек – это личность с абсолютно индивидуальным психофизическим состоянием. И игра в одной и той же роли разных актёров может очень сильно отличаться.
Михаилу Глинке посвящается
Майский вальс победителей

Другие новости по теме