Культура

Красота запечатлённая

12 сентября 2016 года в 10:46
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Пленэр в Крыму. Графика»

Авторская выставка смоленских художников Веры САМАРИНОЙ и Марии ПОТАПОВОЙ интересна сразу в нескольких аспектах. Во-первых, это возможность полюбоваться удивительной красотой природы Крыма, переданной не столько с фотографической точностью, сколько под впечатлением эмоций от увиденного во время пленэра. Во-вторых, можно сравнить, насколько разными бывают взгляды художников на одни и те же места. И, в-третьих, просто получить заряд солнечного света и радости, которыми наполнены работы…

Выставка «Пленэр в Крыму. Графика» камерная – порядка двадцати работ. Причём все они написаны в мае нынешнего года во время пленэра в урочище Батилиман – одной из самых южных точек, выходящих к морю.

Само это место с точки зрения природных красот, можно сказать, уникальное. Батилиман в переводе с греческого означает «глубокая гавань» и представляет собой лесистое побережье, расположенное под отвесными скальными стенами высотой до 664 метров. Здесь сохранились рощи реликтовых самшитов. Здесь растёт знаменитая сосна Станкевича. Здесь можно встретить деревья, возраст которых превышает тысячу лет.

Понятно, что всё это великолепие – настоящий рай для художников. Главное – успеть запечатлеть, перенести на бумагу, пока не расплескались переполняющие душу эмоции и чувства. Собственно, именно эти эмоции и чувства и выходят на первый план пейзажей, привезённых с пленэра в Крыму. Застенчиво-сдержанные у Марии и заразительно-смелые у Веры Евгеньевны.

К слову, для Марии Потаповой это первая выставка с таким количеством собственных работ. Но – и это, пожалуй, самое ценное – работ такого уровня, что они нисколько не меркнут даже рядом с картинами такого мэтра, как Вера Самарина. Отличный повод для гордости как для самого молодого художника, так и для его замечательного педагога и наставника.

Интересна предыстория этого пленэра, инициатором которого выступил мичман Сергей Шевченко, работающий в штабе Севастопольского морского флота. С ним познакомили Веру Евгеньевну на одном из вернисажей в Москве. Потом было открытие выставки работ крымских художников, а затем – приглашение смолянам поработать с севастопольцами на совместном пленэре в урочище Батилиман. Впервые после долгого перерыва, когда Крым был территорией другого государства.

– Первое, что я испытала, увидев место, где нам предстояло рисовать, – это восторг от необыкновенной красоты, – призналась заслуженный художник России Вера Самарина. – И всё это очень хотелось изобразить, чтобы передать вам это восхищение природой. Эти деревья с кривыми стволами, наклон которых зависит от направления ветра. Эти отвесные скалы, это море… Правда, из десяти дней, которые мы провели в Крыму, два выдались дождливыми. Зато остальные восемь мы работали с утра до вечера. Конечно, это только графика – работы на бумаге карандашом и акварелью. Но они интересны даже не столько своим качеством, сколько тем, что мы можем показать смолянам природную красоту, которую мы с Машей увидели.

– Эти работы – наши первые впечатления от увиденного в Крыму, – пояснила Мария Потапова. – Поэтому каждая из них по-своему уникальна. Ведь на ней – эмоция, которую вызвала природа в тот момент. А природа там действительно фантастически красивая. Эти витиеватые деревья, которые очень интересно рисовать, потому что рождаются необычные образы. И синее глубокое море, которое просто просилось на изображение пастелью. Вообще, красками хочется передать настроение пейзажа. А когда я рисовала Херсонес, старые колонны и камни, архитектурные памятники древности, мне показалось, что всё это интереснее изображать в чёрно-белом цвете, чтобы подчеркнуть возраст. Поэтому на выставке есть несколько моих работ, выполненных тушью.

Кстати, именно в Батилимане сразу после революции несколько лет жил и творил Иван Билибин. И это теперь тоже предмет особой гордости Веры Самариной и Марии Потаповой, которым спустя почти сто лет довелось работать в тех же местах. Местах, где, по словам Веры Евгеньевны, они смогли увидеть красоту природы, удивиться и, передав её на бумаге, попробовать удивить зрителя…


От первого лица


Вячеслав Самарин, живописец, народный художник России:

– Я давно ношусь с мыслью, что художники-реалисты – более разнообразная публика, чем так называемые левые, которые своей левизной кичатся, хотя набор приёмов у них, прямо скажем, небольшой. Реалист, на мой взгляд, каждый очень индивидуален. И эта выставка – яркое тому подтверждение. Удивительно, как одни и те же мотивы можно изобразить совершенно по-разному. Я очень рад за Машу. Для неё эта поездка – такой хороший опыт. А ещё для меня как тихохода просто невероятно, что за десять дней можно сделать столько законченных работ.

Валерий Гращенков, скульптор, председатель областного отделения Союза художников России:

– Французское слово «пленэр» само в себе несёт много воздуха и пространства. Это работа на открытом воздухе, и здесь как раз главнее всего пространство и свет. То есть художник набирается этой солнечной энергии и пытается передать её нам в своих произведениях. Что мы собственно и видим на этой выставке. Я очень рад, что многое им удалось. И особенно рад за Машу, которая практически ни в чём не уступает своему учителю Вере Евгеньевне. Думаю, у всех зрителей есть прекрасная возможность порадоваться этой выставке.

Людмила Ельчанинова, скульптор, заслуженный художник России:

– Я знаю, что во время работы на пленэре художникам пришлось столкнуться не только с красотой природы, но и с бытовыми трудностями. И это подтверждает, что многие события в нашей жизни – как езда на велосипеде, когда трудности означают подъём. Потому что именно такой подъём Вера Евгеньевна и Маша нам сегодня представили. Я искренне за них рада. Произошло настоящее взаимообогащение… Вообще, на пленэры художники ездят за этюдами, чтобы потом свои впечатления оформить в какую-то более серьёзную работу. Но здесь просто язык не поворачивается назвать эти картины набросками – это уже готовые работы, самостоятельные зарисовки.

Людмила Жук, директор КВЦ имени Тенишевых:

– Крым всегда был местом вдохновения для художников, поэтов и писателей – вообще людей творческих. Почему – объяснять не надо, это прекрасно видно в работах Веры Евгеньевны и Марии, представленных в экспозиции. Но самое интересное в этой выставке, пожалуй, то, как одни и те же места выглядят на взгляд разных художников. Здесь разные не только названия работ, но и представление, композиционное построение, настроение, взгляд. И это стоит того, чтобы увидеть.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В музее «Смоленский лён» открылась выставка поясов
В Смоленске проведут скульптурный фестиваль

Другие новости по теме