Культура

Искушение смелостью

24 июня 2016 года в 13:08
Свежий взгляд на вечные темы – в новом спектакле Смоленского драматического театра.

24 июня Смоленский драматический театр имени А.С. Грибоедова закрывает сезон. Спектаклем закрытия станет премьера спектакля «Горе от ума» по одноимённой пьесе нашего знаменитого земляка. Что ожидает зрителя в новой постановке? Насколько актуально сегодня произведение, написанное два века назад? На эти и другие вопросы мы попросили ответить главного режиссёра театра Виталия Барковского – заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь.

Жемчужина репертуара


- Интересно, что изначально пьеса Грибоедова называлась «Горе уму». Однако потом автор поменял название. Сам или по чьей-то подсказке – не известно...

- Виталий Михайлович, почему Грибоедов? Чем вызван такой выбор спектакля на закрытие сезона?

- То, что Грибоедов – это золотое век нашей литературной мысли, объяснять, наверное, никому не нужно. И спектакль по его пьесе обязательно должен быть в репертуаре театра. Тем более театра, который носит его имя.

- Это будет действительно Грибоедов или режиссёрские фантазии на тему, что последнее время достаточно распространено?

- Это будет Грибоедов. Хотя без некоторого режиссёрского вмешательства, естественно, не обошлось. Потому что спектакль всегда связан не только с личностью автора, но и постановщика – с его мировоззренческим и культурным опытом, гражданской позицией, со знанием истории России.

Понятно, что Грибоедов в своём произведении отстаивал разумное, доброе, вечное. И делал это в лучших традициях русского классического театра. Однако даже традиция со временем требует каких-то новых одежд, новых форм, новых взглядов. Потому что уже лампочка появилась и компьютер, а мы всё на телеге едем.

Традиция хороша в своём развитии, обновлении. Поэтому, мне думается, что как раз будут уместны мотивы новой театральной эстетики, которые прослеживаются в нашем спектакле. Эстетики, опирающейся на достижения лучшей отечественной художественной и театральной мысли.

Взгляд в будущее


- Понятно, что классика – это всегда актуально. И при каждом прочтении в ней можно увидеть что-то новое. Виталий Михайлович, на ваш взгляд, насколько проблемы, поднятые Грибоедовым, современны сейчас?

- На мой взгляд, очень современны. Ведь Грибоедов, анализируя происходящее в обществе, попытался спроецировать свой взгляд на будущее: во что превратиться Россия, если всё так и будет продолжаться. Почему коллективное сознание нас подчиняет и уводит толпой за глупостью? Можно ли этому противостоять?

Конечно, Чацкий, как и сам Грибоедов, в каком-то смысле максималист. Что впрочем свойственно молодости. Однако в этом максимализме – золотые зёрна. Да, молодая энергия часто бывает разрушительной, но всё это ради будущего. И максимализм этот часто от раздражения, что никто ничего не делает для того, чтобы изменить жизнь к лучшему – ни царь, ни бог и ни герой.

Искусство – от слова искус. И Грибоедов нас искушает: на порядочность, на добро, на гармонию. Но всё это не может явиться сразу – это же длительный процесс. И гармония – вовсе не равенство частей, а их правильное соотношение. Однако молодым людям не свойственно ждать – им подавай всё сразу и сегодня. И потому они терпят фиаско.

И всё-таки нам нужна эта смелость – величайшая смелость в попытке сделать Россию прекрасной. Обустроить её, разумно всё рассчитав, избавиться от похвалы глупости, чтобы преобразовать «корабль дураков», которые плывут неизвестно куда.

Другое дело, что любое восстание и кровь добра не приносят. Надо уметь договариваться. Лучше разумно перестраивать, чем всё ломать и строить заново.

- Виталий Михайлович, насколько наша публика, особенно молодёжь, готова воспринимать классику на сцене?

- Я думаю, нашу публику (по крайней мере, основную её часть) эти вопросы вообще не интересуют. И не только молодёжь – среднее поколение тоже.

Дело в том, что у нас давно сложился крен в сторону отдыха. Чтобы ублажить зрителя чем угодно, лишь бы ему было приятно. Но суть не в приятности.

В главных ролях


- Кто из актёров занят в спектакле? Начнём с главных героев…

- Чацкого играет Юрий Гапеев. На мой взгляд, он очень удачно выбран на эту роль, потому что пытается понять тот уклад жизни и побудительные мотивы действий своего героя. В театре ведь каждая роль, если глубоко задуматься, даёт путь к совершенству. Через смирение, через разумение, какие-то понятия мы начинаем в себе складывать то, что свойственно человеку хорошему, доброму. А значит все противоречия, которые в тебе генетически заложены, на каком-то этапе сглаживаются: ты начинаешь понимать, перед чем можно смириться, а что отстаивать до конца…

- А его главный «идеологический противник» в спектакле? Кого зритель увидит в роли Фамусова?

- Эту роль мы поручили Константину Юхневичу, что может стать для публики открытием. Он отстаивает в спектакле традиционный, консервативный взгляд.

Что касается других ролей, то Софью будет играть молодая актриса Мария Вилюнова. Егор Деюн очень интересен в образе Репетилова. Александр Кащаев – Молчалин. С ним я связываю большие надежды.

В спектакле также заняты заслуженные артисты России Ирина Голованова, Галина Круть, Инна Флегантова, Игорь Голубев, Николай Коншин, артисты Ольга Федорова, Екатерина Максимова, Валерий Брыксин, Ирина Лисенкова, Вера Дуплий, Юлия Пушкина, Екатерина Шаова, Александр Иванов, Инна Угрюмова.

Цена и ценность


- Виталий Михайлович, если коротко, новый спектакль «Горе от ума» - это современная история о…

- … О катастрофе духа. О цене противостояния обществу. И цена эта – жизнь. По крайней мере, для тех, кто идёт до конца.

Вся масса – а народ у нас, как всегда, прав – защищает старый уклад. И только одиночки пытаются сломать его и сделать что-то новое. Но драма в том, что они не могут правильно оценить последствия – не хватает опыта. Однако сам факт этой попытки вызывает уважение. Потому что там противостояние не от личной выгоды, а от желания видеть человека красивым, а страну сильной.

Я думаю, что сегодня именно этого не хватает молодёжи – веры в прекрасную и сильную Россию. Кажется, что всё уже разрушено – ничего подобного. И сегодня есть поводыри, за которыми мудрость и сила – те, кто готов жертвовать всем ради России.


Справка «СГ»


Несколько интересных фактов о комедии и её авторе

Перу А.С. Грибоедова принадлежат и другие произведения, написанные им ранее, но именно комедия в стихах «Горе от ума» сделала своего создателя классиком русской литературы.

«Горе от ума» - третий вариант названия, до него были «Горе уму» и «Горе и нет ума».

Создавая «Горе от ума», Грибоедов в качестве образца для подражания использовал пьесу Мольера «Мизантроп»: главных героев обеих пьес роднит амплуа «злого умника», оба персонажа открыто обличают пороки общества, в котором живут.

Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в Петербурге в 1816 году, а закончена в Тифлисе в 1824 году. Однако была ещё более поздняя – окончательная – редакция, которая датируется 1828 годом.

Самым первым слушателем ещё недописанной комедии, а только её первых двух актов стал тифлисский сослуживец автора В.К. Кюхельбекер.

Когда Грибоедов закончил работу над комедией, то первым, к кому он пришёл её показать, был баснописец Иван Андреевич Крылов – тот, кого он больше всех боялся.

Осенью 1824 года Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на публикацию и театральную постановку «Горя от ума». Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Ф.В. Булгариным в альманахе «Русская Талия».

Пьеса «Горе от ума» получила широкое распространение у читающей публики сразу после написания – её передавали в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени.

Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора – в 1833 году. Полностью она вышла в свет лишь в 1861 году.

Первая постановка «Горе от ума» на профессиональной сцене датируется 1831 годом.

В 19 веке актрисы отказывались от роли Софьи, мотивируя это тем, что «порядочные женщины в порнографических сценах не играют». Такой сценой они считали ночную беседу героини с Молчалиным, который ещё не был её мужем.

«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской литературе. Сбылось предсказание А.С. Пушкина о том, что «половина стихов должна войти в пословицу».

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ.
В Смоленске вспомнили певицу Лидию Русланову
Горячие бразильские парни зажгли смоленскую публику

Другие новости по теме