Культура

Потерянный рай гениального самоучки

6 июня 2016 года в 14:00
В КВЦ имени Тенишевых открыта выставка «Шедевры Гюстава Доре»

Гюстава Доре и сегодня называют величайшим и непревзойдённым иллюстратором книг. А когда-то издатели буквально выстраивались в очередь за право первыми заполучить его работы к готовящимся к выходу произведениям. За свою жизнь художник создал десятки тысяч иллюстраций, каждая из которых входит в золотой фонд всемирного художественного наследия. И 126 из них представлены сейчас в экспозиции выставки «Шедевры Гюстава Доре» в КВЦ имени Тенишевых.
Потерянный рай гениального самоучки


Без образования


Поль Гюстав Доре – французский художник, живописец, иллюстратор, график и гравёр. Родился в 1832 году в Страсбурге. Умер в 1883 году в Париже.

Интересно, что за всю свою жизнь Доре так и не получил художественного образования. Что давало современникам лишний повод критиковать его творчество, сомневаясь в компетентности иллюстратора. Однако его работы выдержали испытание временем и до сих пор дарят яркие эмоции восхищённым зрителям.

Рисовать Гюстав Доре начал ещё в детстве. Тогда же проявился и его интерес к иллюстрации. Например, первые рисунки к «Божественной комедии» Данте мальчик сделал ещё в десять лет. И все окружающие были просто шокированы мастерством юного дарования. Именно благодаря своему таланту и самобытности пятнадцатилетний художник, перебравшись с матерью в Париж, с лёгкостью устраивается иллюстратором в столичный «Журналь Пур Рир». Тогда же вышел и его первый альбом литографий «Подвиги Геркулеса», где было написано, что автор работ «выполнил их без учителя и классических штудий».

Вначале не только рисунки, но и гравюры по дереву Гюстав Доре выполняет самостоятельно. Но по мере возрастания собственной популярности художник начинает сотрудничать с многочисленными гравёрами. Под его влиянием возникла целая школа мастеров торцовой ксилографии.

«В 1860-х годах «деревянная гравюра» начала приобретать у публики популярность, которая вскоре превратилась в манию, - писал Поль Лакруа. – Каждый автор, который писал книгу, хотел, чтобы Доре иллюстрировал её. Каждый издатель, который публиковал книгу, стремился выпустить её с иллюстрациями Доре».

В деталях


Стоит отметить, что в XIX веке искусство иллюстрации вообще вышло на новый уровень. В Европе появилось много выдающихся художников, добившихся известности именно в этой области. Однако и среди них именно Гюстав Доре считается наиболее выдающимся.

Считается, что он своими иллюстрациями был способен прославить даже самую заурядную романтическую басню. Обращаясь к первоисточнику, автор тонко и последовательно следовал сюжету, практически дословно раскрывая для читателей все грани чувств, переживаний, сомнений, эмоций и страстей персонажей.

- Впечатляющее количество работ, огромный охват литературных произведений, проиллюстрированных со свойственным ему богатством воображения, поэтическая красота одних гравюр, юмор других и мрачное великолепие третьих – все это источники для подлинного восхищения, которое рождается у каждого зрителя, попадающего под власть его чар, - так отзываются о Доре критики. – Доре-иллюстратор удивляет своей беспримерной плодовитостью и неистощимой находчивостью. Производя несчётное множество рисунков, он умел сочинять самые разнообразные сцены, в большинстве случаев проникнутые живым драматизмом, романтической трактовкой и тщательно проработанными деталями.

Пожалуй, именно такое скрупулёзное отношение к даже к незначительным деталям, умение игрой света и тени отразить всю гамму чувств литературных персонажей и позволило Гюставу Доре снискать в этой области славу непревзойдённого.

С потрясающей убедительностью


На выставке в Смоленске представлены гравюры ко многим классическим произведениям эпохи романтизма. Среди них «Потерянный Рай» Джона Мильтона, «Божественная комедия» Данте, «Атала» Рене Шатобриана, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса, «Волшебные сказки» Шарля Перро, «Басни» Лафонтена, «Приключения барона Мюнхгаузена» Распе.

Вообще Доре был известен как любитель изображения фантастических и сверхъестественных сцен. Наверное, поэтому именно иллюстрации к библейским рассказам, «Дону Кихоту» и «Божественной комедии» считаются жемчужинами его творчества. Благодаря своему стилю художник заставляет зрителя поверить в реальность происходящего на картинках.
Все герои и места событий выглядят правдоподобно и неподдельно.

«Нет другого такого художника, который лучше, чем Гюстав Доре, смог бы проиллюстрировать Данте, - написал в 1861 году в газете «Монитор» Теофиль Готье. - Помимо таланта в композиции и рисунке, он обладает тем визионерским взглядом, который присущ поэтам, знающим секреты Природы. Его удивительный карандаш заставляет облака принимать неясные формы, воды - сверкать мрачным стальным блеском, а горы - принимать разнообразные лики. Художник создает атмосферу ада: подземные горы и пейзажи, хмурое небо, где никогда нет солнца. Этот неземной климат он передает с потрясающей убедительностью…»

По мнению специалистов, в работах Гюстава Доре была найдена счастливая гармония между литературой и иллюстративной частью. Художник стремился передать неповторимые особенности образного строя повествования, не отказывая себе при этом в праве на творческий вымысел.

Впрочем, всегда приятнее иметь собственное мнение, составленное после самостоятельной встречи с искусством. И эти встречи наверняка подарят внимательному зрителю немало впечатлений, ярких эмоций и интересных открытий. Тем более, что выставка «Шедевры Гюстава Доре» будет работать в ВКЦ имени Тенишевых до 21 августа.
Потерянный рай гениального самоучки


Личное мнение


Александр Вялых, заместитель директора КВЦ имени Тенишевых:

- Меня больше всего поразили иллюстрации к сказкам Шарля Перро. Я с детства привык видеть этих персонажей немного другими, а здесь, можно сказать, первоисточник – первая ассоциация художника после прочтения книги ещё до её издания. И это очень ценно – увидеть, как воспринимали произведения, ставшие теперь классическими, в 18 веке, когда они только были написаны.

Я впервые увидел гравюры Доре именно на этой выставке. И, признаться, они меня поразили. Теперь я понимаю, почему именно Доре считается непревзойдённым иллюстратором.

Сергей Журавлёв, заведующий отделом рекламы и маркетинга КВЦ имени Тенишевых:

- Я впервые увидел гравюры Гюстава Доре ещё в детстве. В библиотеке у родителей была удивительная книга «Дон Кихот», которая была прочитана мной от корки до корки. И я до сих пор помню, что очень сильное впечатление на меня произвёл не только текст, но и иллюстрации. Честно признаюсь, я любил их разглядывать даже с фонариком под одеялом – так многие из нас раньше делали, чтобы родители не увидели, что ребёнок ночью не спит.

Конечно, годы спустя я неоднократно перечитывал эту книгу. И всегда с удовольствием разглядывал великолепные гравюры Доре, которые, кстати, были в моей детской книжке с французскими сказками. Вообще впечатления от книги всегда намного сильнее, если она сопровождается столь прелестными иллюстрациями.

Так что на этой выставке я в очередной раз наслаждаюсь искусством великого Гюстава Доре. В его гравюрах мне особенно нравится разглядывать детали – искать в этом некий смысл. И может быть, даже не тот, который в них ывал автор.

Ольга Белякова, специалист выставочного отдела КВЦ имени Тенишевых:

- Гюстав Доре иллюстрировал только те истории, которые интересовали его самого. К примеру, сразу видно, что при работе над библейскими рассказами в Новом завете художник был впечатлён самими персонажами, а в Ветхом – природными явлениями, которые там описывались. При этом все сюжеты изображены достаточно конкретно и достоверно.

Поражает и то, как Доре умел передать эмоции и чувства героев. Вся пылкость страстей буквально читается на лицах персонажей, и мы их понимаем.
Потерянный рай гениального самоучки

Потерянный рай гениального самоучки

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В Смоленске отметят Пушкинский день
В Смоленской области завершился международный музыкальный фестиваль имени Михаила Глинки

Другие новости по теме


Новости партнеров