Культура

Красота, рождённая революцией

4 апреля 2016 года в 13:13
Палехская лаковая миниатюра в традициях древней иконописи

В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка уникальных работ лаковой живописи «Школа Палеха». В контексте экспозиции название получилось многозначным. Во-первых, школа – это учебное заведение: Палехское художественное училище. Все работы, представленные здесь, выполнены его выпускниками. А во-вторых, школа – это традиции, уникальность стиля и мастерство, которые передаются в Палехе из поколения в поколение…

Настоящий Палех


Увидеть сегодня настоящий Палех – большая удача. И, может быть, даже уникальная возможность. Поскольку, как заметил директор училища Михаил БЕЛОУСОВ, то, что предлагается покупателям под видом палехских работ на рынке, – чаще всего подделка.

– К сожалению, не исключение даже антикварные магазины, – посетовал Михаил Романович. – Сегодня зашли в один такой у вас, а там – сплошь подделки под Палех. И это очень подрывает авторитет нашего промысла. Ведь обыватель судит о лаковой миниатюре как раз по тому, что продаётся на развалах. А там работы совершенно случайных людей, не знакомых с тонкостями этой уникальной техники.

Впрочем, и настоящий Палех тоже можно разделить на два вида. Это сувенирная продукция, которая копируется, повторяется, делается на заказ. И уникальные работы, которые разрабатываются и исполняются автором в единственном экземпляре. Последние как раз и представлены на выставке в Смоленске.

В основном это дипломные работы выпускников училища разных лет. Причём среди них встречаются и такие, что были сделаны ещё в середине прошлого века. Каждое такое изделие уникально, ведь художник не только разрабатывал композицию, но и выполнял всё самостоятельно – от эскиза до последнего штриха на готовой работе.

По образу и подобию


Интересно, что история палехской миниатюры началась только после революции 1917 года. До этого в течение нескольких веков посёлок был прославленным в России крупным центром иконописи, в основе которой – традиции древнесуздальской школы.

Советская власть объявила церковь вне закона. Храмы закрывались, новые иконы никто не заказывал, и народный промысел оказался никому не нужным. Однако палехские мастера не сдались и стали искать альтернативное применение своему искусству.

– В конце 1922 года художник Иван Голиков приехал в Москву, – рассказывает преподаватель Палехского художественного училища Андрей АРАПОВ. – Там в Кустарном музее он увидел работы федоскинских мастеров: лаковые шкатулки из папье-маше, расписанные по чёрному фону масляными красками. Голиков решил попробовать сделать нечто подобное и на донышке фотографической ванночки написал золотом свою первую миниатюру «Адам в раю».

С этого, собственно, всё и началось. И чтобы при новой власти не утратить традиции и мастерство, в Палехе была создана артель древней живописи, которая и преобразовала отрицаемую Советами иконопись в лаковую миниатюру.

Уже в 1925 году новые работы палехских мастеров были удостоены золотой медали на Всемирной выставке в Париже. Тогда же народным умельцам было предложено создать свою школу миниатюры в Венеции. Однако лестное предложение было отвергнуто. И с 1926 года обучение палехской миниатюрной росписи стало вестись на её родине. Сначала методом подсадничества – это когда ученики работали рядом с мастерами. А с 1935 года – в Палехском художественном училище имени М. Горького.

Мастера творящие…


Сегодня благодаря народным умельцам посёлок Палех Ивановской области известен всему миру. Его называют и городом мастеров, и родиной Жар-птицы, и селом-академией. А само искусство палехской лаковой миниатюры – визитной карточкой России, её достоянием.

Палешане до сих пор не отказались от древней техники письма яичными красками с применением творёного золота. И в образном решении новых произведений по-прежнему используются средневековые приёмы стилизации и условность форм. Всё это смолянам продемонстрировали на мастер-классе преподаватели училища Андрей АРАПОВ и Владимир БУЛДАКОВ.

– У нас есть такое профессиональное слово – «творить», – объясняет Владимир Васильевич. – Мы не размешиваем, а именно творим. Творим пальцем краску, творим золото. И пишем икону с молитвой и постом – как делали палехские мастера прошлых веков.

Палехские художники раскрыли смолянам многие секреты древнего промысла. Показали все стадии написания иконы и изготовления лаковой шкатулки. И даже научили готовить яичную эмульсию для темперных красок, которыми пользовался ещё Леонардо да Винчи.

– Нам хотелось поделиться своей «кухней», – признался Андрей Арапов. – Теми традиционными технологиями, которыми палешане владеют многие века. Ещё Илья Глазунов сказал, что Россия – это традиции. И наша живопись – не исключение. Хранить традиции, заботиться о прошлом – наша национальная идея. Потому что только тот народ, который заботится о своём прошлом, имеет право на будущее…

От первого лица


Красота, рождённая революцией

Михаил БЕЛОУСОВ, директор Палехского художественного училища имени М. Горького:

– Для нас большая честь представлять искусство Палеха и, в частности, наше училище на смоленской земле. В таком качестве мы здесь впервые. И я очень рад, что смоляне смогут увидеть уникальные работы наших выпускников. Все они выполнены с соблюдением технологических и стилистических особенностей, которые традиционно применяли ещё старые мастера-иконописцы.

До сих пор наши художники работают с яичной темперой ручного изготовления. И студенты, приходя на занятия, каждый день обновляют – творят пальцем краску. Такое сейчас мало где встретишь.

Иногда людей, не искушённых в нашем искусстве, удивляет, что всё делается вручную: зачем, если сейчас можно качественно напечатать? Особенно часто такие вопросы задают иностранцы. А я считаю, что это и есть достояние нашей страны – то, что мы сохранили уникальную технологию нашего народного промысла.

Правда, сейчас государство поддерживает только обучение и сохранение наследия. То есть училище и музей – первую и последнюю ступень, а среднее звено выпадает. И это создаёт проблему, поскольку художники вынуждены искать работу самостоятельно: заказов нет, музеи закупают изделия очень редко. Поэтому не все наши выпускники продолжают работать именно в лаковой миниатюре, предпочитая ей иконопись и храмовую роспись – то, что сейчас более востребованно. Тем более что обучение у нас идёт изначально с иконописных образцов. Техника написания лиц, одежды, палат, города – всё иконописное, но применяется и в лаковой миниатюре.

Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
Смолянам раскрыли все секреты реставраторов
Написано сердцем

Другие новости по теме