Край, где пела Сольвейг
В областной филармонии прошла новая программа детского музыкального абонемента quot;Музыка розы ветровquot; Смоленского камерного оркестра под управлением Евгения Основича. Юные слушатели совершили волшебное путешествие в Скандинавию, в quot;край, где пела Сольвейгquot;.Результат успешного содружества музыкантов и художественного руководителя оркестра Евгения Основича, режиссёра программы Романа Родницкого, мастера художественного слова Виктории Кузьменковой превзошёл все самые оптимистические ожидания. Концерт поразил блеском, стилем, красотой вступительного слова, новизной имён и разнообразием исполняемых произведений. Это был высочайший образец претворения в концерт-открытие, в концерт-путешествие темы quot;Музыка Северной Европыquot;.
Празднично провозглашалась оркестром любовь к музыке Грига в прелюдии к сюите quot;Из времён Хольбергаquot;. А что это за время такое, спросите вы, и будете правы. Позволю себе напомнить, что датский драматург Людвиг Хольберг жил в XVIII веке. Критики окрестили его северным Мольером.
Благодаря музыке Эдварда Грига (1843-1907), весь мир открыл для себя красоту природы Норвегии, её глубоких озёр, чистых фьордов, зелёных холмов. Когда норвежский драматург Г. Ибсен попросил Грига написать музыку к драме quot;Пер Гюнтquot;, композитор охотно согласился. Самой первой родилась мелодия песни Сольвейг. Солистка филармонии Людмила Каминская (сопрано) создала убедительный образ юной героини сюиты quot;Пер Гюнтquot; - олицетворение чистоты, преданности, истинной любви. По мнению смолян, голос звучал безукоризненно.
Слушателей захватил рассказ Виктории Кузьменковой об истории любви и создания первых песен Э. Грига. Композитор сочинил песню quot;Люблю тебяquot; на стихи Г.Х. Андерсена в 1864 году, в возрасте 21 года, и подарил её невесте Нине. Эдвард и Нина росли вместе, но затем расстались. Когда Григ увидел её вновь, она превратилась в красивую девушку и прекрасную певицу. На Рождество 1864 года Григ вручил Нине сборник сонетов quot;Мелодии сердцаquot; и предложил стать его женой. Оркестровая версия quot;Песни о первой встречеquot; подарила слушателям возможность услышать голос души молодого композитора.
Когда в 1871 году Григ организовал общество музыкантов-исполнителей, начинающий норвежский композитор Юхан Северин Свенсен стал его ближайшим соратником. Впечатлили зал quot;Две исландские мелодииquot; Свенсена. Кстати, Свенсен поддержал богослова и талантливого любителя музыки Свейнбьёрна Свейнбьёрнсона, который в 1874 году написал гимн Исландии.
Автор гимна quot;страны тысячи озерquot; Финляндии Ян Сибелиус (1865-1957) удостоился больших почестей ещё при жизни. Его именем названы улицы, фестивали, музыкальный институт, международная премия (медаль) и даже поезд quot;Хельсинки – Санкт-Петербургquot;. Пьеса Rakastava Сибелиуса, навеянная снежными ландшафтами Финляндии, обладающая простой ясной формой и яркой живописностью, прозвучала великолепно.
Скрипач, органист, директор первой датской консерватории Нильс Гаде (1817-1890) вошёл в историю музыки как основоположник скандинавской школы композиторов. Стиль датского композитора-классика многим казался академичным, но исполненный камерным оркестром quot;Танец маленьких девочекquot; показал его умение писать живо и непосредственно.
Надо ли упоминать о том, какие восторженные аплодисменты следовали за исполнением всех номеров концерта, какое восхищение вызвало вступительное слово ведущей программы?! Выпускница Смоленского государственного института искусств В. Кузьменкова использует любую возможность учиться. Например, в Высшей национальной школе телевидения она освоила специализацию quot;современная технология ведения шоу-медиапрограммquot;. Интеллигентность, прекрасная память, артистическое обаяние, молодость Виктории делают её участие в концертных программах не просто заметным – праздничным!
Вот мнение учениц 10 quot;Бquot; класса 29-й школы, выпускниц ДМШ №5 по классу фортепиано Зои Занозиной и Ани Нигай, которые каждый сезон ходят на абонементные концерты филармонии для детей и юношества: quot;Прекрасная оригинальная программа из произведений, навеянных сюжетами древних скандинавских легенд. Спасибо всем музыкантам оркестра и, конечно, дирижёру и ведущейquot;.
Многих слушателей последние выступления оркестра убеждают в том, что он переживает творческий подъём.
После концерта программу прокомментировал Евгений Основич:
- Интересная, самобытная музыкальная культура Скандинавии, несмотря на её сравнительную молодость, корнями уходит в древние временные пласты. Мы же нашли и исполнили для юной аудитории пьесы-жемчужинки. Далеко не всё, что хотелось бы сыграть, прозвучало сегодня. У того же Сибелиуса есть quot;Грустный вальсquot; для более взрослых слушателей. Хочу поблагодарить ведущую программы Викторию Кузьменкову. Её замечательная работа достойна самых высоких похвал. Мы приглашаем милых смолянок и их верных спутников послушать нашу новую, насыщенную сюрпризами, прекрасными мелодиями программу quot;Женщина - это любовьquot;. В праздничном концерте примут участие солисты Людмила Каминская (сопрано), Лариса Третяк и Татьяна Черкасова (скрипка), лауреат всероссийских и международных конкурсов Игорь Аронов (фортепиано). До встречи в зале филармонии 6 марта в 17 часов!