Портрет кумира: спектакль в музее
9 февраля – день памяти одного из величайших русских писателей Фёдора Михайловича Достоевского.Его огромный талант, глубочайший психологизм характеров персонажей, захватывающие сюжеты романов сделали Фёдора Михайловича одним из самых читаемых авторов в мире. Последние годы жизни писателя, несмотря на болезнь, были особенно плодотворны. В 1871 году написаны quot;Бесыquot;, в 1874-м – quot;Подростокquot;, quot;Братья Карамазовыquot; увидели свет в 1879-м. А 28 января (по старому стилю) 1881 года писателя не стало.
На его похоронах за траурным кортежем шла огромная толпа. Около 80 тысяч человек пришло проститься с любимым писателем. Но, несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце жизни, поистине всемирная слава пришла к нему после смерти.
Вполне объяснимо внимание художников и скульпторов к личности писателя. Современники Достоевского, которым довелось лично его знать, напряжённо вглядывались в черты его аскетического лица, стараясь прочитать в них сокровенную тайну души этого великого человека. При жизни писателя были сделаны его портреты художниками-современниками – Константином Трутовским, Василием Перовым, Львом Дмитриевым-Кавказским. Эти прижизненные работы, наряду с мемуарной литературой, служили основой для создания портретов писателя художниками и скульпторами многих поколений, вплоть до сегодняшнего дня. В творчестве многих художников ХХ века образ Достоевского нередко приобретает обобщающее, символическое значение.
Увидев посмертную маску писателя, заинтересовался его личностью и quot;богатырь русской скульптурыquot; Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал несколько портретов Достоевского, среди которых особенно выделяется работа 1933 года. Мастер романа здесь изображён в глубоких раздумьях – руки вытянуты и сложены вместе, строгое выражение лица, взгляд устремлён в себя. О чём же думает Фёдор Михайлович? Может, о своей отнюдь не лёгкой жизни, а может, о судьбе Отечества? Или он задумал новый роман?
Скульптура отражает всю мощь и глубину характера писателя. За неё автор получил в 1958 году гран-при в Брюсселе.
И вот в день памяти Фёдора Михайловича Достоевского в Смоленском музее скульптуры С.Т. Конёнкова прошёл моноспектакль по воспоминаниям Анны Григорьевны, жены писателя. Название спектакля, как и он сам, трогательно и лирично – quot;Никто другой не дал бы мне столько счастьяquot;.
Поставленный заслуженным артистом России Николаем Коншиным и блестяще исполненный заслуженной артисткой России Людмилой Лисюковой спектакль воспринимается как живой дневник женщины, сильно любившей и продолжающей любить своего мужа. Вот она радостно вспоминает какой-то забавный эпизод из жизни Фёдора Михайловича, а через минуту, чуть не плача, жалеет мужа. Или вспоминает робость первых встреч и признаний. История любви, летопись жизни, исповедь женщины – всё это проходит перед глазами зрителей. Декорации, несмотря на их минимум, как нельзя лучше отражают эпоху. Бархатная скатерть, латунный подсвечник, зелёные ширмы, шаль актрисы – всё это как будто бы пришло к нам из XIX столетия.
Спектакль возник в виде самостоятельной работы почти 30 лет назад при поддержке Союза театральных деятелей. Цель его создателей – более подробно рассказать зрителю о великом писателе, которого в своё время не очень жаловали вниманием. По словам Людмилы Лисюковой, на могиле Фёдора Михайловича в Александро-Нев¬ской лавре о нём было сказано примерно следующее: quot;Вот могила Фёдора Михайловича Достоевского, русского писателя. Его бюст покоится на двух книгах, это говорит о том, что он писатель, а терновый венец говорит о том, что у него была очень сложная жизньquot;. Такая сухость показалась смоленским актёрам крайне несправедливой, в результате их совместного труда и появился этот пронзительный моноспектакль, приоткрывающий завесу тайны, которой зачастую искусственно была окутана жизнь писателя.
Кроме спектакля, сотрудники музея показали молодым зрителям интересный фильм-альбом, рассказавший о доме писателя в Старой Руссе. Красочные фотографии интерьеров и пейзажей, окружающих здание, – документальное свидетельство того, как жил писатель, какие вещи его окружали.
Мастер психологизма, острых, порой детективных сюжетов, показавший всему миру вершины и пропасти человеческого духа, продолжает быть крайне чтимым и читаемым. Это классика, а она бессмертна.