Культура

Почему провалился фильм "Чудо"

25 января 2010 года в 15:38
Фильм "Остров" Павла Лунгина три года назад стал таким живительным, неожиданным и прекрасным подарком, что многие зрители всё надеются на повторение чуда. Однако его не случилось ни в следующем фильме режиссёра "Ветка сирени", ни в многообещающем поначалу "Царе".

Однако параллельно с "Царём" снимался другой фильм по сюжету, который трогать как раз не надо было, поскольку уж очень он хорош и без кинопродюсеров (вообще сам принцип "всё на продажу" аморален). Перебрав ужасы тоталитаризма в таких своих достижениях, как "Николай Вавилов", "Телец" и "Завещание Ленина", плодовитый сценарист Юрий Арабов взялся за освоение других замечательных апокрифов страны Советов, на этот раз – мистических.
Если совсем кратко, то исходная история звучала так. Накануне Нового года в дом девушки Зои и её матери пришли гости. Молодые люди устроили танцы. Жених Зои, Николай, задерживался, и девушка осталась без пары. С досады она схватила икону Николая-Чудотворца и заявила, что будет танцевать с ним. Подруги и мать пытались отговорить девушку, но она возразила: "Если Бог есть, он меня накажет". На третьем круге её танца в комнате начался ураган, все бросились из дома, а Зоя так и осталась стоять на месте с иконой в руках. Прибывшие на место врачи оказались бессильны – окаменевшую в буквальном смысле девушку невозможно было сдвинуть с места. Иголки ломались о её тело – не удавалось сделать противостолбнячный укол. Не получалось и вырезать фрагмент пола, на котором она стояла, – древесину не брал ни один инструмент. По распоряжению местных властей дом был закрыт, а к Зое приставили сотрудников милиции. Стояние продолжалось 128 дней, до праздника Пасхи, на третий день после которого она умерла. За прошедшие месяцы её посещали профессора медицины, священники и монахи. Считается, что освободил несчастную сам Николай Угодник, пришедший проведать её с вопросом: "Не устала стоять-то?" - и как будто растворившийся в комнате. После освобождения девушка не переставая рыдала, просила прощения и призывала всех покаяться в грехах. Всё это произошло в Куйбышеве в начале 1956 года. В дальнейшем эта история получила неофициальное название "Зоино стояние" – по имени несчастной девушки.
Фильму, казалось бы, повезло. В нём снялись такие талантливые и яркие актёры, как Сергей Маковецкий, Константин Хабенский, Алексей Потапов, режиссёр Александр Прошкин – автор такой нашумевшей картины, как "Холодное лето пятьдесят третьего"…
Увы, катарсиса не случается ни на "Царе" Лунгина, ни на "Чуде" Прошкина. В коробочку видеодиска вложена очередная чернуха про нашу "неизбывную" мерзость и свинство, дымящаяся порция ненависти к себе самим и своей истории: тупой, невозможный в своём кретинизме Хрущёв, не люди, а манкурты, коммуналки, всесильные "органы", тюрьма, психушка… Всё это, кстати, удостоено специального приза 31-го Московского кинофестиваля.
Ради замечательной идеи о том, что никто не оценил чуда и не поверил в него (куда этим горемыкам до проницательности Арабова!), Юрий Николаевич последовательно превратил в ничтожества мать несчастной Зои, батюшку, бежавшего от чуда, хотя он, по идее, должен был так нуждаться в нём, милиционера, всех сотрудников редакции… да вообще всех! В фильме нет ни одного положительного персонажа! Провинциальный советский город подаётся как Содом и Гоморра.
Фальшиво всё – от ублюдочной дочери, в нижнем белье поедающей щи прямо из кастрюли в нетопленой избе, до армянского точильщика ножей, трудящегося посреди кабинета главного редактора областной газеты; от кривляний заводской молодёжи под рок-н-ролл (интересно, как появились эти записи в совет¬ском захолустье практически одновременно с Западной Европой?!) до вставного глаза уполномоченного по делам религий при горсовете; от молодой женщины, подозревающей, что тяжело заболела, и предлагающей мужу бросить престижную работу и жить на гонорары от издания стихов, до немолодого столяра, который предлагает пристрелить его просто так, безо всякой причины прямо на улице… Финал картины похож на тяжёлый бред: простые граждане, подобные опытным уличным бойцам, средь бела дня "мочат" милиционеров в честь приезда генсека, Хрущёв лично ищет инока, на решающее освидетельствование девушку привозят в воинскую часть, причём осмотр проводится в казарме среди двухъярусных кроватей….
А ведь режиссёр Прошкин отличался умными, тонкими работами, проницательно разбираясь в душе человеческой, достаточно вспомнить прекрасный фильм "Опасный возраст" о разводе и о том, как от этого страдают дети (в главных ролях Будрайтис, Фрейндлих, Антон Табаков), всё в порядке с реализмом, насколько я могу судить, было и в сериале "Михайло Ломоносов"…
В интервью режиссёр представлял свой новый фильм как последовательность новелл. Однако ни одна из них не доведена до конца, поступки лишены мотивации, герои грубо шаржированы или откровенно абсурдны. Хорошо, режиссёру хватило такта не пытаться ввести в кадр Николая Угодника…
Очень жаль, что мы лишились очень мудрой и многослойной притчи, заставляющей учащённо биться сердце, в угоду амбициям сценариста, режиссёра и сонма продюсеров (в титрах я их насчитал шесть человек). Очень жаль, что вырождение России снималось в толстовских местах, Тульской области, Ясной Поляне – богоискательской Мекке России…
Знаете, всем ниспровергателям советского прошлого хочется привести такой довод: если мы сейчас в состоянии ужасаться каким бы то ни было несправедливостям, боремся за правду, говорим о совести, то только благодаря тем представлениям о добре и зле, которые закладывались в нас самих или наших родителях 50 лет назад.
Думаю, всем обличителям пора оставить в покое советское прошлое, каким бы оно ни было. Отмалчивающиеся про сегодня не имеют морального права судить вчера. Если так велико желание обличать и воспитывать, толковать о совести – посмотрите вокруг. Если Юрий Арабов не знает, за что ещё взяться, пусть включит телевизор. Каналы "ТНТ", "Рен ТВ", "Первый", "НТВ" тут же предложат целый паноптикум неадекватных политиков, моральных уродов, приспособленцев, растлителей, провокаторов, иуд… Бери, пользуйся, экранизируй! И не думаю, что художник будет наказан: фильм "День выборов" в тысячу раз смелее "Чуда", но что-то не слышно о гонениях на Олега Фомина и "Квартет И". А пока что режиссёр Прошкин взялся за чудо, да не сумел им распорядиться – так и замер.
Где теперь живут книги
Памяти Леонида Нечаева

Другие новости по теме