Столичные формы импровизации
Смоляне часто ропщут и сетуют на удалённость нашего города от столичной жизни с её радостями и искусами. Тем не менее, в нашей повседневности самым чудесным образом происходят удивительные перемены, встречи и открытия. Кто знает, может, рядом капитан Грей нашёл свою Ассоль, да мы были так заняты своими делами, что не заметили этого?На следующий день после замечательного выступления на творческом вечере Влада Макарова в Смоленске снова играл самобытный петербургский музыкант Илья Белоруков. (Вы думаете, мы пропустили вечер Макарова? Ан нет, рассказ о нём – в одном из следующих номеров нашей газеты.) Местом встречи была выбрана арт-галерея «40 квадратов», одно из самых стильных мест нашего города.
Снаружи. Итак, в четверг одна из старейших и красивейших улиц нашего города оглашалась пронзительными, сбивчивыми саксофонными трелями. Инструмент то сбивался на шёпот, то взрывался рёвом ослеплённого зверя. Стеклянные стены не могли, да и не хотели сдержать в тайне эмоциональные порывы музыки без структуры, без компромисса, без правил. Прохожие прислушивались и дивились.
Изнутри. Илья играет импровизационную музыку, отталкиваясь от сиюминутных ощущений и впечатлений. Разворачивание этой музыки в душе и во времени носит спонтанный характер и приводит слушателей к неожиданным результатам. В этот раз он начал так неспешно и издалёка, что каждый слушатель, по-моему, погрузился в себя.
О чём играл Илья? Вряд ли это можно и нужно детерминировать, но чтобы заинтриговать вас, можно назвать несколько самых очевидных ассоциаций: проводы начальства в корпоративный круиз; газетный киоск; первое токование; шорох пробежавшей мыши; бочка с порохом размокла после кораблекрушения; встреча давних друзей в шалмане; хороводы с гуслярами; птенцы охрипли и заголосили басом; неисправная неоновая витрина, крупные капли летнего дождя, невесёлая песня матери…
Знатоки говорят о том, что в музыке Ильи Белорукова можно услышать влияния Джона Зорна, Дерека Бейли, Матса Густафссона, Эвана Паркера и других мэтов импровизационной музыки. В коде музыкант превратил саксофон в инструмент перкуссионный, и мы сидели и заворожённо смотрели, как Илья перебирал клавиши, щёлкал клапанами в прихотливом ритмическом рисунке… Казалось, он и сам со стороны наблюдал этот танец пальцев на меди.
Чтобы ещё немного заинтриговать читателей: потом музыкант снял мундштук, поставил в раструб очень необычную сурдину и стал показывать, как хрипит трахеями диковинный Змей Горыныч, живущий в саксофоне…
Это не первый визит Ильи в наш город. Летом он уже играл здесь по приглашению Влада Макарова (а вкусу Влада мы доверяем!). Вот и в этот раз во втором отделении мэтр взял в руки гитару (!) и вступил в свободный диалог с петербуржцем…
Несмотря на молодость, Илья постоянно концертирует в России и за рубежом, выступал в Польше (Варшава, Краков, Познань, Ченстохова, Люблин), Литве (Вильнюс), Финляндии (Хельсинки, Турку, Тампере), Венгрии (Будапешт). Белоруков сотрудничает с такими музыкантами, как Николай Рубанов, Роман Столяр, Алексей Лапин, Дмитрий Каховский, Алексей Борисов, Михаил Сальников, Григорий Сандомирский, Алексей Ставицкий и многими другими.
Надо сказать, Интернет предоставляет широкие возможности свободным художникам. Каждый может стать своим импресарио. Для этого достаточно сделать собственную страничку (желательно, конечно, стильную) и списываться с музыкантами и антрепренёрами, указывая свой электронный адрес.
...Стемнело, свет фар проезжающих мимо галереи авто рисовал сквозь её стёкла на стенах те самые квадраты, прямоугольники и ромбы, что так созвучны названию арт-пространства.
Кстати, само открытие «40 квадратов» – это обыкновенное чудо, одно из главных культурных событий года для областного центра, на наш взгляд. Спасибо за живопись и музыку!