Возьмите карандаш и напишите «совесть»…
23 апреля в Смоленской областной филармонии выступит народный артист России, Украины и Молдовы Александр МОРОЗОВ. У «Смоленской газеты» появилась возможность поговорить с маэстро накануне концерта.Подхватывая эстафету
– Александр Сергеевич, свою первую песню вы написали в 20 лет. И достаточно быстро стали успешным композитором, за песни которого боролись звёзды эстрады…
– Всё-таки не настолько быстро, чтобы сразу стать известным. Поэтому вначале не звёзды боролись за исполнение моих песен, а, наоборот, я боролся за свои песни, пытаясь показать их звёздам эстрады того времени. А поскольку я жил в Ленинграде, то это были молодые Эдита Пьеха, Эдуард Хиль, Серёжа Захаров…
– И тем не менее вы уже стали известным композитором, когда решились запеть сами. Почему возникло такое желание?
– К сожалению, жизнь так устроена, что наши кумиры нас покидают, а песни остаются. И на моих творческих встречах со зрителями мне очень часто приходят записки с просьбой исполнить полюбившийся хит. Так что мне как автору пришлось подхватить эстафету ушедших от нас исполнителей и запеть самому. Кроме того, в середине 80-х появились песни, которые по разным причинам не вошли в репертуар звёзд, а закрепились за мной. Например, «Хрустальные цепи». Я написал эту песню для Софии Ротару, но когда она услышала её в моём исполнении, то сказала: «У тебя так здорово получается – мне кажется, что это твоя песня». Или «Сын» – эта песня получилась настолько личной, что я просто не захотел отдавать её кому-то другому.
Мариночка-Марина
– А есть среди ваших песен особенно дорогие вам? Может быть, связанные с какими-то историями?
– Пожалуй, самые дорогие мне песни – те, что выбрал народ. Это и «В горнице моей светло», которую уже много поколений исполняют звёзды разного уровня и разных возрастов. И «Зорька алая», которую давно поют во время всех застолий по всей стране. И «Малиновый звон», «В краю магнолий»… Впрочем, можно перечислять достаточно долго. Но именно такую зрительскую оценку своего творчества я считаю наибольшей удачей. А ещё у меня есть одна особенная песня – «Мариночка-Марина». Когда я её написал, моей второй половинки, любимой жены и продюсера Марины Парусниковой, ещё не было в моей жизни. Но, видимо, подсознательно я уже предчувствовал её появление, поэтому и написал песню, в которой есть просто пророческие слова: «Ты для меня, Мариночка-Марина, любовница, невеста и жена». В принципе сейчас так и получается, что Марина для меня и жена, и сестра, и мать, и любовница, и продюсер, а с недавних пор – ещё и исполнительница моих песен. Наш с ней дуэт «Маэстро и Марина» родился на «Славянском базаре», и с тех пор мы продолжаем эксперименты в этом направлении. В результате уже вышло два альбома, которые мы записали как дуэт.
– То, что Марина всегда рядом – и на работе, и дома, – это скорее плюс или минус?
– Если эту тему поднимать, разговор затянется надолго. Так что скажу коротко: в этом очень много плюсов. Во всяком случае для меня. Благодаря Марине я не обременён бытом, и это даёт мне возможность заниматься исключительно творчеством. Я иногда шучу, что живу при коммунизме. Вот уже 12 лет я могу вообще не задумываться о материальном.
– Говорят, что мужчины – вечные дети. А тем более те, что занимаются творчеством. Вы согласны?
– Да. Но не каждому дана такая возможность – ощущать себя ребёнком. Ведь для этого необходимо забыть о сиюминутном, о быте, о каких-то житейских неурядицах. Только тогда можно почувствовать себя ребёнком, фантазёром, мечтателем. Это очень творческое состояние, когда душа летает. И то, что для меня возможно такое состояние, – огромная заслуга Марины. Именно благодаря ей я могу оставаться вечным ребёнком.
Прыжки к песням
– Я прочитала, что у вас есть диплом учителя физкультуры…
– Да. Я в 16 лет поступил в техникум физкультуры в Ленинграде. И тогда я связывал свою жизнь только со спортом. Мечтал быть тренером по лёгкой атлетике. Моим кумиром был Валерий Брумель – легенда того времени, олимпийский чемпион, чей мировой рекорд не могли побить более 20 лет. И я тоже стал прыгать в высоту – у меня даже были какие-то неплохие результаты. Однако музыка, которая неожиданно и очень стремительно ворвалась в мою жизнь, нарушила все планы. Я никогда не думал, что стану композитором, но успех моей первой песни «Травы пахнут мятою», которую я написал в 1968 году, предопределил мою дальнейшую творческую судьбу и в корне изменил все жизненные цели. А когда я уже стал известным композитором, то познакомился и со своим кумиром. Меня пригласили на один из юбилеев Валерия Брумеля, и я подарил ему песню «Высота», которую написал специально для него. Тогда мы с ним познакомились и подружились. К сожалению, сейчас его нет в живых, но я до сих пор бережно храню подаренную им книгу.
– А за что вас наградили орденом Матери Терезы?
– На самом ордене написано «За преумножение добра на Земле». Видимо, песни, написанные мной к тому времени, соответствовали условиям, за которые вручают эту награду. Вообще я очень рад, что у меня есть награды самого разного уровня, в том числе и правительственные. В своё время это были и комсомольские награды: в 1983 году я был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. Однако правительственные награды – это очень сложная процедура, необходимо подготовить огромное количество документов, которые утверждают в различных инстанциях. Так что к моменту награждения уже нет интриги. Да, такие награды мне тоже очень дороги, но те, что приходят неожиданно, как орден Матери Терезы, – дороги вдвойне.
Секрет успеха
– Есть какие-то места, которые вам особенно дороги?
– Безусловно, у каждого человека в памяти остаётся прежде всего то место, где он появился на свет, где прошли первые годы его жизни. Для меня это небольшая железнодорожная станция Окница на севере Молдовы. Я помню, как пятилетним мальчишкой выбегал на перрон, провожая поезда, которые курсировали между Москвой и Одессой, – наблюдал, как из вагонов выходят люди в пижамах… Конечно, это на всю жизнь в памяти. Но есть у меня ещё одно особое место – это храм Христа Спасителя в Москве. Именно в парке рядом с ним у меня состоялся первый серьёзный разговор с тогда ещё моей будущей женой Мариной Парусниковой. Я признался ей в любви, и с тех пор мы вместе. И я счастлив, потому что обрёл то состояние души, о котором мечтал всю жизнь. Поэтому для меня очень символично, что 12 декабря прошлого года в зале церковных соборов храма Христа Спасителя состоялся мой сольный концерт. Я знаю, что на мои концерты приходят и люди верующие, и им наверняка будет интересна эта сторона моего творчества, которая не очень широко пропагандируется.
– Вы ведь не в первый раз выступаете в Смоленске?
– Далеко не в первый. Я бывал здесь ещё во времена группы «Форум», с которой в середине 80-х мы объездили весь Советский Союз. Вообще в Смоленске я всегда выступаю с огромным удовольствием. Именно в вашем городе был когда-то образован клуб поклонников моего творчества, который возглавляет Наташа Голубева. Для меня это дорогого стоит. А ещё это город с легендарной историей, город-герой. У меня отец – кавалер двух орденов Славы, и его боевой путь проходил в том числе и дорогами Смоленщины. И мне как сыну ветерана особенно приятно посещать такие места. Могу сказать, что на концерте, который пройдёт в Смоленске, обязательно будут песни, посвящённые 70-летию Победы, в том числе и премьеры.
– А какие ещё сюрпризы ожидают смолян на этом концерте?
– Кроме меня в концерте примет участие выдающийся гитарист Гасан Багиров, игру которого отметил в Ленинграде сам Пол Маккартни. Несколько песен я исполню дуэтом с Мариной. А ещё на сцену выйдет Александра Морозова – та самая девочка, для которой мы с Глебом Горбовским когда-то написали песню «Папа, подари мне куклу».
– Вы человек, успешный в творчестве и счастливый в личной жизни. В чём секрет такой невероятной удачи?
– На мой взгляд, успех приходит к тем людям, которые живут по совести и занимаются любимым делом. И ещё одно непременное условие – рядом с которыми находится любимый человек. В моей жизни всё это есть, и я счастлив. Я считаю, что мне очень повезло в сотрудничестве с поэтами, среди которых такие выдающиеся люди, как Николай Доризо, Глеб Горбовский, Николай Рубцов, Анатолий Поперечный и многие другие. Благодаря их стихам, которые потом становились песнями, я шёл по жизни, не теряя главного ориентира. Наверное, в благодарность за это Господь и дал мне возможность написать столько песен, что стали действительно народными. Для композитора, пожалуй, большей награды и нет…
Фото из архива Александра МОРОЗОВА