Культура

Резные обереги и трудные времена

18 декабря 2009 года в 15:10
Интересную и познавательную экскурсию в мир русского зодчества провёл во вторник Владимир Петров, член Союза художников России. Встреча с ним, а также с членами городского клуба краеведов "Феникс" состоялась в Смоленской областной универсальной библиотеке им. А.Т. Твардовского, в отделе краеведческой литературы.
"Русь деревянная" - так называлась встреча, а главным объектом обсуждения стала символика деревянной домовой резьбы.

Так уж получилось, что недавно Владимир Ананьевич побывал в Нижегородской области, в старинном русском городе Арзамасе. Город этот был основан Иваном Грозным как опорная крепость во время третьего похода царя на Казань. Официально годом его основания считается 1578-й. Город сы¬грал немаловажную роль в обороне юго-восточных границ Руси, а в дальнейшем через него проходили оживлённые торговые магистрали. Интересен факт, что в Смутное время большое количество жителей Смоленска и Вязьмы бежало в Арзамас от ужасов гражданской войны, но по первому зову Минина и Пожарского смоляне влились в ряды народного ополчения. В городе есть даже речка Смолянка, по берегам которой и расселились в прошлом наши земляки.
Арзамас всегда славился своим иконописным ремеслом, а также школой живописи Александра Ступина, бывшей в XIX веке первой в России. Своеобразным символом города является Воскресенский собор, построенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
По словам Владимира Петрова, по периметру города расположены современные микрорайоны, а центр города, находящийся на возвышенности, - это частный сектор с традиционно сохранившимися советскими названиями улиц – Ленина, Марксистская, Калинина, Советская и т.д. Он-то и представляет огромный интерес для исследователей, поскольку там сохранились старинные деревянные дома.
Дом для человека – это убежище, крепость. Современные люди, живущие в многоэтажках, ощущают это не так сильно, как живущие в частных домах, особенно в деревне. Древний русич, естественно, был ближе к природе, чем нынешний россиянин: от неё напрямую зависела его жизнь.
Древний человек считал свой дом живым существом, храмом, где находится самое ценное – очаг. У дома есть "очи" (окна), "рыльце" (крыльцо), а то, что находится сразу за границей дома, – это "у лица". Само слово "изба" является однокоренным слову "топить", так как в древности говорили "истба", "истопа".
Естественно, что человек хотел сохранить своё имущество и жизнь, при этом украсив "лицо" своего дома. И он стал придумывать разнообразные обереги, которыми покрывал дом снаружи и изнутри. Резьба – это не только красиво. В ней зашифрована интереснейшая информация. Хотя бы частично научившись читать её, можно узнать многое о жизни и мировоззрении наших предков.
В резьбе можно увидеть изображения человека, животных, фантастических существ, растительности, погодные и природные явления, от которых крестьянин полностью зависел. К примеру, квадрат с ромбом внутри означал засеянное поле, три расходящихся ствола, "два листочка и почка", - это символ плодородия.
В основе всех оберегов лежало Солнце с его энергией. Солярные символы встречаются повсеместно, причём часто Солнце изображается в виде квадрата. Резьба достигала сразу двух целей – служила оберегом и украшением. Даже современная, новодельная резьба уходит корнями в далёкое прошлое. Хозяева дома могут даже не знать о символике резных украшений, но подсознательно стараются их поддерживать. Ещё в 80-е годы прошлого века у нас в области были артели мастеров резьбы по дереву.
К сожалению, Смоленщина почти утратила искусство своей резьбы. Это связано, конечно же, с тем, что через нашу область проходили все самые страшные войны. Возродить искусство резьбы реально, но для этого нужны большие средства и настоящие энтузиасты. Кому это сейчас нужно? Очень немногим…
Смоляне – лауреаты премии ЦФО в области литературы и искусства
Союз свободных смолян

Другие новости по теме