«Пикник» в Смоленске - 2009
Мантрический сеанс для недобитых романтиковДом офицеров, 7 декабря 2009 года
Фоторепортаж - здесь
Если слова «египтянин», «серебро», «фиолётово-чёрный», «иероглиф», «великан» не вызывают у вас никаких ассоциаций, значит, либо вы законченный прагматик, либо ещё не знакомы с группой «Пикник», которая уже в десятый, если не одиннадцатый раз посещает наш древний город. В прошлом году группе исполнилось 30 лет, был выпущен юбилейный альбом «Железные мантры». Одноимённую программу музыканты представили в понедельник своим поклонникам-смолянам в Доме офицеров.
Он войдёт, никого не спросив,
Ты полюбишь его не сразу,
С первого взгляда он некрасив,
Со второго – безобразен.
Только речи его горячи,
Только прочь сомнения, прочь,
Самый звонкий крик – тишина,
Самый яркий свет – ночь…
(«Самый звонкий крик – тишина»)
Иллюзия света и дыма
Незадолго до концерта Эдмунд Шклярский и Марат Корчемный посетили радиостанцию «Смоленская весна», пообщались с журналистами и радиослушателями. Беседа была недолгой, краткой и ироничной. Приведу наиболее запомнившиеся моменты.
– Скажите, какие вопросы волнуют вас при написании музыки?
Эдмунд: – О музыке говорить невозможно. Её нужно либо слушать, либо затыкать уши. Любая рецензия, к сожалению, кроме как самому рецензенту, который получает за работу деньги, ни даёт никакого положительного эффекта, потому что ничего не объясняет.
– Меняется ли ваше мнение к старым песням, когда появляются новые?
– Отношение такое: чем старше, тем смешнее.
– За много лет существования группы случались ли творческие кризисы?
– Они же финансовые. Кризисы придуманы не нами. Катаклизмы, которые случались в стране, плавно выливались в творческие кризисы (смеются). Ничего не оставалось, как ждать, пока у людей не начнут звенеть золотые и они не потянутся к нам на концерты.
– Эдмунд, ваш сценический образ довольно мистический, некоторые даже говорят «демонический». Эта маска – игра воображения, или она соответствует истинному вашему характеру?
– Это иллюзия света и дыма.
– Марат, как складываются отношения в коллективе? Эдмунд – лидер, и его слово – закон?
– Отношения строятся по принципу: не навреди ближнему.
– Вы боретесь как-нибудь с нелицензионным распространением ваших дисков? Как относитесь к пиратству?
– Пираты первыми распространяют музыкальную информацию. Благодаря им, наша музыка попадает в самые отдалённые уголки. Пираты – это уже данность, и они делают своё, не знаю какого цвета, дело.
– Что вам больше позволяется раскрыться: музыка, создание театрализованных представлений, живопись или что-то ещё?
– Кинематография. Не так давно окунулись в эту деятельность. И скоро должен появится DVD-диск. Видео снято Маратом…
Марат: – И оно позволяет нам и раскрыться, и раскрыть. Появился у нас персонаж Игорь Колбасов: он известный фотограф, а теперь вот открылся как актёр.
Эдмунд: – Идею мы заимствовали у итальянского неореализма, когда безродные артисты, не имеющие образования, становились в один ряд с Софи Лорен.
– В песне «Железные мантры» вы говорите о новом поколении, о молодых людях. Как вы относитесь к современной молодёжи?
– Я уже, к сожалению, к ней не отношусь (улыбается). Тем не менее, современная молодёжь приходит на наши концерты, приходят дети, которая пока ещё не молодёжь…
Марат: – Что делает нас ещё современнее.
Эдмунд: – Поэтому ждём детей.
– Расскажите о творческих планах.
– У нас не так давно начался тур, мы с ужасом думаем о следующей программе и понимаем, что нужно многое менять…
Магнетическое шоу
Концерт начался с минуты молчания в память погибших в Перми. Может показаться странным, что концерт не отменили в день траура. Но ведь «Пикник» трудно назвать развлечением, музыка не для увеселения, а для мысли.
Медитативная атмосфера фиолетово-чёрно-красных оттенков открывала нам дверь в мир, параллельный нашим отсыревшим и посеревшим будням. С каждым годом «этот остров» мы теряем с большей силой, поэтому и песни «Пикника» со временем воспринимаются всё серьёзнее. Думаю, те, кто слушает Шклярского немало лет, меня поймут. Сама за шесть лет знакомства с «Пикником» давно отошла от подростковых восторгов, постигаю магию…
Открывали концерт «Лунатики», столь подходящие моменту:
Их к утру только хватятся.
От всего вдалеке
Три босых, три лунатика
Шли по проволоке.
О своём, о неведомом
Им напела луна,
И теперь их преследует
Мысль упрямо одна:
«В город лунный, мир безумный
Дальше, дальше от земли,
В город лунный, в мир безумный
Наши мысли унесли»…
Экзотические инструменты, творящие музыку явно не этого мира… Шаманы, принцессы с серебряными волосами, великаны… Круглый видеоэкран – словно дверь в неведомый мир… Тёмные очки музыкантов – как граница личного… «Недобитые романтики – Гиперболоид – Колдыри да колдобины – Существо – Цветок ненастья» – новая система символов для тех, кто впервые слышит альбом «Железные мантры».
Мой «Пикник»
– «Пикник» – это высочайшее качество исполнения, шоу, звука, всего того, чего не хватает в Смоленске. Концерт оставил самые яркие впечатления. Приятно, что были услышаны новые песни, значит, группа развивается, не стоит на месте, а мы развиваемся вместе с ней, – рассказывает о своих впечатлениях от концерта молодой парень Стас.
Постоянные поклонники уже знают, что новая программа, диск или концерт дарят зрителю новый смысл, недостающее звено в понимании метафизики их творчества.
– Каждая программа – это всегда новое красочное оформление, – делится впечатлениями поклонник и знаток творчества Сергей. – Сам Шклярский сравнивает каждый концерт с художественным фильмом. И каждый концерт «Пикника» в Смоленске – очередное этому доказательство. Очень хороший концерт!
Были и дети, которых ждал Эдмунд. Восьмилетняя Оля, можно сказать, привела маму Елену к «Пикнику»:
– Сначала муж всегда в машине ставил, - рассказыват Елена. - Потом дочка стала у меня просить включить только «Пикник». Стала наблюдать за ней, потом вслушивалась в тексты, начала их понимать и теперь безумно люблю. Давно уже собирались на концерт, но всё откладывалось, дела всякие… Дурь всё это! Надо идти не задумываясь. Какой же он умница! А голос? Сила! Просто нет слов, безумно нравится…
– Как вам кажется, полезна ли такая музыка детям?
– Вы знаете, да! Эту музыку нужно понимать, а значит, мыслить. А если мыслить, то, без сомнений, развивать. Конечно, полезна!
Вся семья, – и маленькая Оля, – активно подпевали, размахивали руками, громко восторгались. Они такие были не одни. И этот магнетизм, поверьте, передавался. Даже те, кто внешне казались спокойными и сдержанными, не могли не поддаться общей вибрации и поневоле начинали качать головами, нашёптывать слова, петь. Электрический ток пронизывал зал, чувствовалась полнейшая солидарность, что ещё больше завораживало и скрепляло.
Рядом со мной сидела девушка Светлана с другом Никитой. Ей явно не хватало воздуха. Счастье так и выпрыгивало из неё. Даже охранники вынуждены были сделать ей замечание. Ещё и года нет, как она начала слушать «Пикник». Первыми песнями были «А учили меня летать» и «Королевство кривых»:
– Я в шоке! Я по нему столько плакала… Неделю уже не сплю в ожидании концерта! Даже билет в первые ряды купила. До сих пор не верится, что всё происходит на самом деле, как будто сон.
Для каждого зрителя «Пикник» начинался по-своему. У каждого – своя песня в голове, которую ждали на концерте. Моей первой песни, «Иероглиф», к сожалению, не было, но насколько радостно было услышать «Великан», «Египтянин», «Громкий звук – тишина», «У шамана три руки» и другие. Для Елены знаковой песней стала «Ветер – это сила».
Можно бесконечно пропевать мистические тексты группы «Пикник», вспоминая их музыкальное оформление и вызывая в воображении самые невероятные ассоциации. В каждого «Пикник» вливается по разным желобам, всколыхивая потаённые токи души. Однако во всех песнях что-то трогает, заставляет думать и, как ни тривиально это прозвучит, верить, надеяться и любить. Ищите и найдёте! Те, кто пришли на концерт «Пикника», уже нашли. Зал не был битком набит зрителями, но ведь на пикники огромными компаниями и не ходят, только свои, проверенные. Которые уважают выбор друг друга. Которые понимают внутренний мир соседа по залу, глубоко затаённый, куда нет лаза постороннему.