Культура

"Смоленский проект - 2009"

7 декабря 2009 года в 14:21
Закончился пятнадцатый, юбилейный фестиваль "Смоленский проект". Букет впечатлений – от восхищения до уныния. Что радует: много интересных музыкантов, что беспокоит: мало зрителей.
Рейтинг восторгов таков. Во-первых, дивные музыкальные миры Ивана Смирнова, многодетного московского анахорета. Во-вторых, чудеса "Камераты". В-третьих, выдающаяся смоленская группа "С коленями как у птицы". В-четвёртых, бодрый циник Шумов, исполнивший старые песни в залихватских традициях танцплощадки. (Теперь я верю в то, что "Центр" мог выступать на вечерах отдыха в трамвайном депо в далёком 1982-м.)

Хорошо, что пригласили "The Meantraitors", плохо, что поставили их последними. Знаю, что эта давнишняя традиция фестиваля, но результат был плачевен: слушатели не дождались культовую сайко-банду, и те играли перед пятьюдесятью (если верить "Смоленскому форуму") горемыками. Я тоже не дождался культовых героев, хотя пришёл в основном ради них.
То, что рок-день стал единственным – наверное, хорошо. Есть возможность собрать туда всех лучших исполнителей. Впрочем, если публика станет ходить в таких количествах, то сам рок-день под вопросом. "Проекции" уже отмерли, это ясно.
Настало время, когда культовые музыканты выступают на сцене с собственными детьми. Вне конкуренции тут, что и говорить Иван Смирнов, привезший двоих отпрысков, однако лихого клавишника привёз и самый опытный участник "Центра" Валерий Виноградов, и Тимку выставил Михаил Давыдов. Как ни удивительно, но все "дети" произвели самое благоприятное впечатление.
Про "СККУП". Мы живём в одно время в одном городе с выдающимися музыкантами – Давыдовым и Юденичем!.. Вся прелесть Юденича особенно заметна на фоне стучалы из "Центра"-2009. И довольно о нём: классик, что говорить.
Михаил Викторович Давыдов вызывает слёзы умиления и восторга. Большого таланта музыкант, большой смелости человек, большой души лирик! С годами у Михаила проявился ещё и чудесный дар афористичности: "Рисовать хочу: знаю как, знаю где, знаю чем. Рисовать!" Это не слова – бронза!
Выступление "С коленями как у птицы" отличилось стереозвуком: по залу порхали птичьи трели. Группа видоизменила одну из своих самых знаменитых композиций, "Ониктойто", выкинув из неё рефрен Тома Вэйтса, зато по ходу дела Михаил исполнил народную песню "Ехал я с ярмарки". Это был апофеоз. Когда сет завершился и было слышно, как в наступившей тишине музыканты собирают свои аксессуары, поневоле содрогнулся: когда-нибудь вдохновение покинет смоленскую сцену с Мишиным уходом. Рыцарю стиральной доски хочется пожелать здоровья и душевной крепости – в городе, который его не ценит.
Вернувшийся из-за океана Василий Шумов утратил дендизм и стал похож на бодрого "трудовика" из средней школы. Надо сказать, что выступление квартета смотрелось ярко, но чуть пародийно. Никакой это не "гитарный" состав: бас, барабаны, соло-гитара и клавиши. Хиты в нынешней подаче напоминали то "Землян", то Владимира Кузьмина, то Олега Газманова, то "Дюну", прости господи. На песне "Маленькие красные огоньки" Шумов стал откровенно пародировать выступавшего перед ним Михаила Давыдова, однако зал встретил эту шутку ледяным молчанием.
Выступление Смирновых и "Камераты" – это, безусловно, филармонический уровень. Это музыканты высочайшего уровня. И не верьте рекламе, когда второй день фестиваля бодро называется джазовым. Нынче нам привезли не джаз, а – миры, космос, головокружительные дали и божественные гармонии. Эта музыка выше жанров, и она не имеет определений: горние высоты духа. "Смоленский проект" снова подарил нечто, что и спустя годы будет вспоминаться с теплотой, счастьем и благодарностью. Низкий поклон и признательность бессменному организатору фестиваля Владимиру Ивановичу Белову!
Отдельная благодарность – Ивану Смирнову. Я – скептик. На меня не произведёшь впечатление какой-то там гитаркой и высоко закинутой ногой. Однако… Когда из банального инструмента извлекается что-то необычайное, целый мир – прекрасный, бурный, живой, деятельный, одухотворённый, – и прекрасные образы теснят лиловый сумрак "Молодости"… ах!
Тончайшие нюансы настроения, поиски и торжество гармонии, мечущиеся сполохи любви, капли дождя, полифония неба и огня, ночная пустыня и эхо мрачных пропастей… Удивительно легко этот человек, имеющий постоянное место жительства, заданную национальность, огромную семью, обязательства, быт, – скользит в своём воображении по горам и океанам, чувствует и играет как люди с другой стороны земного шара.
Оторопь берёт, когда осознаёшь, какие просторы счастья и красоты упускаешь в повседневности, в гуле толпы, в жвачке буден. Борис Гребенщиков в известной радиопередаче любит превозносить до небес каких-нибудь тусклых канонических музыкантов, однако тут я захотел воскликнуть вслед за ним: какая удача, что кто-то среди нас слышит эти небесные гармонии!..
Человек трёхмерен
Татьяна Доронина: В искусстве нужен поиск

Другие новости по теме