Культура

Медаль за оборону Севастополя

1 июля 2014 года в 10:03
В XXVII Всероссийском семинаре Союза театральных деятелей РФ «Авторская сцена», который с 1 по 10 июня проходил в Смоленске, принимал участие драматург из Севастополя Владимир Горбань.

В этом году его пьеса «Тюремный тариф премиум-класса» стала призёром международного конкурса Badenweiler в Штутгарте – специального конкурса для русскоязычных авторов, живущих за пределами России. Именно успех в Штутгарте предопределил участие этой пьесы и в семинаре драматургов. Для читки в рамках «Авторской сцены» её выбрал художественный руководитель Смоленского камерного театра заслуженный артист РФ Николай Парасич.

Но сначала несколько слов о семинаре драматургов. Главная его цель – привлечь внимание театров к современной отечественной пьесе. Второе - помочь авторам увидеть достоинства и недостатки своих сочинений. Насколько плодотворна такая форма работы, свидетельствует пример, о котором, открывая семинар, упомянула завотделом драматургии СТД РФ, театровед Ольга Новикова. «Один из актёров Ярославского театра, - сказала она, - во время семинара признался, что в процессе общения с автором пьесы стал лучше понимать своего героя»… Драматурги приглашаются на семинар по итогам постоянно действующего конкурса пьес, в котором в этом году участвовало 211 предназначенных для сцены текстов. Из них для читки в Смоленске было выбрано всего лишь пять.

По словам организаторов семинара, «Авторская сцена» ведёт свою историю с 1988 года, с театральных «посиделок» критиков и драматургов в музее-заповеднике А.Н. Островского в Щелыкове Костромской области, которые в своё время проводились в сотрудничестве с американским Театральным центром Юджина О"Нила. В начале 90-х от семинара отпочковалась «Любимовка», которая вырастила авторов для московского Театра.Doc.
В последние годы семинар драматургов проводится на подмостках профессиональных театров. Дважды «Авторскую сцену» принимал у себя Нижегородский театр «Комедiя».

Затем встречи драматургов проходили в Ярославском академическом театре драмы им. Ф. Волкова, Владимирском академическом театре драмы и, наконец, в нынешнем году в Смоленске, на сцене драматического театра им. А.С. Грибоедова и в Камерном театре.

Как обычно, работа 10-дневного семинара проходила в два этапа: неделя была отведена на репетиции, в которых принимали участие и авторы пьес, а последние три дня – показы того, что получилось. Кроме смоленских режиссёров Николая Парасича (Камерный театр) и Олега Кузьмищева (Театр драмы им. А.С. Грибоедова), сценические показы готовили режиссёры из Москвы Ольга Лысак (Театр.Doc) и Артемий Николаев (Театр на Малой Бронной). Пьесу «Джут» Олжаса Жанайдарова из-за болезни назначенного режиссёра драматургу пришлось разбирать с актёрами в одиночку. К чести Олжаса, со своей задачей справился он неплохо.

Вёл семинар драматург Алексей Слаповский. В обсуждении эскизных показов принимали участие руководители «Авторской сцены» – известный театральный критик Римма Кречетова, завотделом драматургии СТД РФ театровед Ольга Новикова, а также секретарь СТД РФ драматург Ксения Драгунская, координатор «Драматургической мастерской» в Санкт-Петербурге театровед Галина Клих, театральный обозреватель «Радио России» Мая Романова, режиссёр Клайпедского драматического театра Дарюс Рабашаускас (Литва).

Пьесу Владимира Горбаня «Тюремный тариф премиум-класса» представляли самой первой. Главный герой пьесы – сержант, который всю жизнь служит в тюрьме. Действие начинается с момента, когда глава города бургомистр сообщает сержанту, что он назначен начальником тюрьмы, и одновременно объявляет о его увольнении, поскольку в бюджете города больше ни на что нет средств. Даже на тюрьму. Да и преступников в городе не осталось. Все они эмигрировали из этой маленькой страны. Короче, тюрьма пустует. И тогда сержант даёт в газету объявление, в котором говорится, что каждый желающий сесть в тюрьму получит хорошее питание и даже денежное вознаграждение… Средства на эту затею – собственные сбережения бывшего сержанта, скопленные за 30 лет безупречной службы.

Самое же интересное, что в тюрьму стали приходить люди… Короче, такая вот комедия абсурда, точнее сказать, трагифарс, как определяет жанр своего сочинения автор. Надо сказать, очень остроумный текст, написанный хорошим, можно даже сказать, блестящим русским языком.

Сам Владимир Горбань, как уже было сказано, прибыл на семинар в Смоленск из Севастополя. В Севастополе он родился и прожил большую часть своей жизни. Выпускник Черноморского высшего Военно-морского училища им. П.С. Нахимова. Службу проходил на Черноморском и Тихоокеанском флотах. Капитан третьего ранга ВМФ России. В 1995 году уволился в запас. Вскоре после ухода на гражданку начал публиковаться как писатель-юморист и профессиональный художник-карикатурист. Как карикатурист много лет печатается в политической рубрике выходящего в Швейцарии журнала «Зеркало». Ещё будучи курсантом начал сочинять скетчи для театра миниатюр. Но первую свою пьесу для театра написал всего шесть лет назад, в 2008.

Разумеется, я не могла упустить возможность поговорить с Владимиром Ивановичем не только как с драматургом, но и как с очевидцем и непосредственным участником недавних крымских событий.

– Севастополь, конечно, особый город, – сказал мой собеседник, отвечая на вопрос, так ли единодушно, как представляли это российские средства массовой информации, отнеслись крымчане к вопросу о воссоединении с Россией. – И оплотом российского флота Севастополь совсем не зря называют. К слову, именно это и было главным поводом для глумления со стороны Украинского государства все эти годы после распада СССР. Особенно в праздники! Старательно вывешивалось огромное количество украинских флагов. Телевидение на 80 процентов на украинском. Большинство севастопольцев смотрели кабельное, с чем власти вели борьбу. Ну а когда начались «наезды» на русский язык, когда обрело силу это стремление в Европу… С мыслью о России мы живём давно.

Севастополь поднялся первым. Город военный. Я бы добавил, что это и культурный оплот Крыма. Ведь значительная часть населения Севастополя – офицеры флота, служащие и уволенные в запас, а также члены их семей. Это люди с высшим образованием, причём зачастую даже не одним, а двумя. Организовать всё удалось на достойном уровне.

У нас до сих пор выдают медали «За оборону Севастополя». Третью в истории города (первой считается оборона Севастополя во время Крымской войны в 1854-1855 гг., вторая – в Великую Отечественную, с сентября 1941- по июль 1942 гг. – Прим. авт.)! Моему родственнику, который охранял блок-посты, недавно вручили такую медаль.

Но 98 процентов «за» на референдуме я, честно говоря, не ожидал…

– Сейчас, когда ликование по поводу факта воссоединения, полагаю, несколько утихло и наверняка вышли наружу трудности, как вы относитесь к будущему Крыма?

– С огромным оптимизмом!

– Дай-то Бог! Желаю вам удачи во всём. Очень хотелось бы увидеть спектакль по вашей пьесе на смоленской сцене.

Фото: автора

Кукольный рай
Смолян зовут на «Табуретку»

Другие новости по теме