На стыке веков
Смоленщина целой серией выставок широко отметила 70-летие Смоленской организации Союза художников России.Утром с18 ноября остоялось открытие выставки "Я – художник" работ учащихся Детской художественной школы (ул. Октябрьской революции, до 8); в 12 часов состоялся вернисаж "Alma mater" произведений членов Союза художников России, преподавателей и выпускников художественно-графического факультета в Смоленском государственном университете (ул. Пржевальского, д. 4).
Выставка "Искусство ХХ века" открылась в Доме художника (ул. Большая Советская, д. 21), затем в зале "Молодость" прошли пресс-конференция с участием руководителей Союза художников России, администрации области и города-героя Смоленской организации Союза художников России и торжественное открытие юбилейной художественной выставки "Искусство XXI века" (основная экспозиция).
Подробный репортаж о вчерашних торжествах будет опубликован в "СГ", а сегодня мы знакомим вас с воспоминаниями Геннадия Намеровского, работавшего председателем правления областной организации с 1986 по 1999 годы.
- Задача этих заметок – вкратце рассказать об истории Смоленской организации, такой, какой она сложилась в моей памяти с 1986 по 1999 год. Рассказать, насколько это возможно, объективно, обстоятельно, не поддаваясь духу нигилизма и отрицания основ порядочности. Есть хорошая поговорка: "Где ничего не положено, там ничего не возьмёшь" – вот её я и постараюсь придерживаться в своём изложении, – начал народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Геннадий НАМЕРОВСКИЙ.
Середина 80-х годов. Творческая жизнь организации шла в своём привычном ритме. Областные, персональные художественные выставки проводились согласно утверждённым планам. Приезжал зональный выставком для заключения договоров к очередной выставке в Костроме. Просмотр работ проводили на первом этаже в маленьком зальчике на Большой Советской, 21.
В большом доме в три этажа размешались: производственный отдел, бухгалтерия, правление Смоленской организации СХ России и кабинет директора Художественно-производственных мастерских (ХПМ).
Единственным местом встречи художников был подоконник на площадке между первым и вторым этажами. Здесь сидели в ожидании зарплаты, здесь же обсуждались все судьбоносные вопросы творческой жизни, события в стране и мире, успехи и неудачи на выставкомах.
Наступил 1986 год, который стал для всех членов организации, в том числе и для меня, началом перемен не только в стране, но и в коллективе художников. А.Г. Сергеев завершал свой 24-й год на посту председателя. За эти годы Альбертом Георгиевичем были решены многие проблемы, и основная из них - творческие мастерские. Но жизнь не стоит на месте, необходимо было решать новые вопросы, и об этом шёл разговор на отчётно-выборном собрании. Оно было бурным. Обсуждались жизненно-важные проблемы творчества, развития материально-технической базы организации, вопросы этики, взаимоотношений художников. Вот в такой раскалённой обстановке сформировалось и было избрано новое правление.
В состав правления вошли:
В. Пресняков, В. Самарин, А. Попов, С. Новиков, В. Ляшенко, Ю. Шутов, Г. Намеровский, Н. Чаплин.
Впервые из числа членов правления на альтернативной основе был избран новый председатель организации. Ему и правлению было доверено решать новые задачи, которые определены отчётно-выборным собранием. Председателем был избран ваш покорный слуга. Первый вопрос, который я задал себе: с чего начинать?
Во-первых, материально-техническая база была в каком-то непонятном состоянии. Третий этаж ХПМ здания по ул. Ново-Рославльской, 5а, построенного на собственные деньги Союза художников, занимала, строительная организация СУ-6, не хватало подсобных помещений и т.д.
Во-вторых, не было своих выставочных площадей, хотя во многих городах были построены выставочные залы, Дома художников с мастерскими и квартирами. На первых заседаниях правления стало ясно, что необходимо решать задачи по организации нормальных творческих взаимоотношений в коллективе, так как художники, в основе своей, были разобщены.
Все эти проблемы и привели к мысли создания в Смоленске Дома художника с хорошими выставочными залами.
Мне, как члену ревизионной комиссии Союза художников СССР, пришлось бывать на выездных пленумах Союза художников, в республиках Средней Азии, в Грузии, городах РСФСР и т.д., видеть, как живут коллеги, общаться с ними, бывать в мастерских, видеть представителей творчества других школ и направлений в искусстве.
Вспоминая об этих впечатлениях, я делал выводы, как важно для художника после работы в мастерской пообщаться, послушать музыку, встретиться с друзьями из других творческих Союзов, да, и просто увидеть друг друга, посидеть за рюмочкой.
Однако как это сделать? Задумались: необходимо было из здания по ул. Большой Советской, 21 все службы переселить в другое здание на Ново-Рославльскую, 5а. Встал вопрос, как выселить строительную организацию? Здесь судьба оказалась на нашей стороне, и Арбитражный суд вынес вердикт в нашу пользу. Но какое противодействие пришлось испытать мне, как председателю, со стороны местных органов власти и юстиции. Шутка ли, выселить целую строительную государственную организацию!
Вопрос о Доме художника вынесли на общее собрание. В целом идея нашла общую поддержку, но некоторые товарищи всё ставили под сомнение, а у правления интерес и желание от этого только усиливался. Звоню Г.М. Аптекину, директору научно-реставрационных мастерских, и рассказываю ему о наших замыслах. Он сразу же прислал своих специалистов, сделали описание работ и сметно-финансовый расчёт. Сумма по тем временам получилась большая - около 150 тысяч рублей. Вопрос: дадут или не дадут в секретариате СХ РСФСР деньги? Время было сложное, перестроечное. Мне в Москве на секретариате был задан вопрос: "Почему раньше не обращались по выделению средств на решение всех своих проблем?" С иронией, но было замечено, что другие организации даже на строительство новых туалетов получали деньги, где был Смоленск? Поехали в Москву. Беру с собой В.М. Преснякова, моего заместителя, В.А. Лавренова, главного художника ХПМ, и главного бухгалтера В.А. Кондратьеву. Когда пришли на заседание секретариата, я понял, что к нашему приезду готовились и пригласили всех заинтересованных лиц из Художественного фонда РСФСР - директора, главного инженера и главного бухгалтера. Многие секретари меня знали по выставкам, и им было любопытно, с чем мы приехали. Надо отдать должное Г.М. Аптекину – его фирма нас снабдила подробным сметно-финансовым расчётом, посчитано было до самого последнего гвоздя. На секретариате выслушали моё сообщение, обменялись мнениями и единогласно утвердили наше предложение.
Объём работ был очень большой: замена старых перекрытий, ремонт крыши, фасадов, с внутренней реконструкцией для увеличения площадей под выставочные залы первого и второго этажей. Ведь здание - памятник архитектуры начала двадцатого века. Вот тут-то и появились настоящие "доброжелатели" из числа членов Союза художников. Были посланы жалобы в Центр по охране памятников и другие организации о том, что Намеровский со своей командой уничтожают памятник архитектуры и т.д. Но и это урегулировали. Почти все члены коллектива с пониманием относились к задуманной идее, все, как могли, вносили свою лепту, работали на субботниках не жалея времени. Все видели, как вырисовываются новые интерьеры залов, появились красивые арки, паркетные полы, новые лестничные марши и т.д. Заметным явлением главного фасада стали входные двери с решеткой. Авторский надзор за всеми работами вёл главный архитектор реставрационных мастерских Г. Люсый. Он только что приехал из Львова, видел там двери с решетками и предложил нам. Я ему говорю: "Делай". Таким образом, у нас появился красивый парадный вход.
Но самым сложным было переселение конторы Фонда. У работников была многолетняя привычка приходить на работу в центр города - это удобно и престижно. А тут вдруг переезд на "задворки". С горем пополам, все переехали на новое место – и директор, и производственный отдел с бухгалтерией, и склад. Все удобно разместились в здании на Ново-Рославльской, где эти службы и должны были быть изначально. А Дом художника продолжал приобретать свои новые формы: первый и второй этажи – выставочные залы и правление, третий этаж – творческие мастерские. На ходу появлялись новые предложения. Выставочные залы есть, но хорошо было бы иметь рояль, где его взять? Мы же мечтали о творческих вечерах музыки, поэзии. Поэтому история появления рояля такова. Одновременно с нами вёлся капремонт здания филармонии и закупались новые музыкальные инструменты. По нашей просьбе начальник Управления культуры А.А. Борисенков своим решением передал нам старый небольшой концертный рояль в очень хорошем состоянии, который и поныне служит украшением выставочного зала.
С появлением рояля родилась идея сделать кафе в цокольном этаже. Сейчас оно носит название "Старый город". На фасаде повесили новые вывески. Одним словом, в городе появился Дом художника, и это стало событием. На одной официальной встрече в Горисполкоме было сказано, что в Союзе художников самые красивые входные двери в городе.
Весной 1988 года областной выставкой торжественно открывали Дом художника. Приглашены были представители областной и городской власти. На открытии выставки впервые звучала музыка, пел детский хор музыкальной школы им. М.И. Глинки. У всех - приподнятое настроение, был праздник.
Ещё не успел улетучиться запах лака нового паркета, как приехал зональный выставком и прямо в новых залах на выставке заключил договоры к очередному зональному смотру. Члены выставкома после подведения итогов отметили, что Смоленская организация сразила нас красивыми интерьерами выставочных залов. Это было подтверждением того, что Дом художника начал свою новую жизнь.
Быстро пролетело время, когда приходишь на открытие очередной выставки, невольно думаешь о том, что же такое Дом художника для Смоленска и коллектива смоленских художников. Мне кажется, что это этапы жизни и творчества всей 70-летней истории организации.
Закончился век двадцатый, и мы уже живём в другом времени, в другом государстве, но память возвращает нас к суровым годам военного лихолетья, и каждый год 9 мая в день Победы мы вспоминаем всех ветеранов и тех, кто не дожил, остался там на полях сражений.
Дом художника - это и память о тех, кто стоял у истоков Союза и преумножал славу организации своим талантом на всесоюзных, республиканских и других выставках.
Заметным явлением была и первая Конференция по принятию нового Устава СХ РСФСР, проводимая по решению секретариата весной 1991 года.
В Смоленск приехало около трехсот делегатов из Москвы, Ленинграда, других городов России, и Дом художника, открывшийся областной выставкой, распахнул свои двери всем художникам России, дал возможность общаться на фоне выставки смоленских мастеров, обсуждать творческие проблемы регионов России, дальнейшего развития изобразительного искусства в перестроечный период. Многие открыли для себя древний Смоленск, почувствовали дух истории России. Вот, что говорил Е.И. Зверьков, народный художник СССР, известный пейзажист: "Раньше проезжал мимо Смоленска, не заезжая в город, а сейчас вспоминаю это с сожалением, увидев всю красоту, величие этого города. Здесь всё располагает для работы".
Сколько было пережито за 13 лет, были и радости, и печали, встречи и расставания.
Новые времена диктуют свои порядки, но в одном я убеждён и считаю главным в своей деятельности - это создание Дома художника в Смоленске, который объединил все наши творческие силы, и в юбилейный год 70-летия нашего Союза хочу низко поклониться всем, кто поддерживал и разделял важность нашего дела: прежде всего первому правлению, с которым мы начинали работу, секретариату СХ РСФСР, научно-реставрационным мастерским и всему коллективу Смоленской организации СХ России.