Культура

Монопремьера в Смоленской «драме»

13 марта 2014 года в 13:35
В Смоленском государственном драматическом театре имени А.С. Грибоедова – необычная премьера. Главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий БАРКОВСКИЙ впервые за свою смоленскую карьеру поставил у нас моноспектакль. В нём занята всего одна актриса – Ольга ФЁДОРОВА, и называется он «Вам нравится танго?». Жанр определён как «фантазия на свободную тему». Премьерные показы состоятся 19 и 30 марта, а пока режиссёр-постановщик рассказывает о своей работе со свойственной ему экспрессией…


Чья драматургия в авангарде
– Я счастлив, что мы работаем с Ольгой Фёдоровой, потому что она – талантливая актриса, и у неё большое будущее. Вы увидите неплохой, на мой взгляд, спектакль. Возможно, будете удивлены, поскольку в нём удалось уравновесить и традиционное начало, и густую условность.
Это спектакль по пьесе белорусского драматурга Дианы Балыко, которая завоевала международное культурное пространство. Она стоит особняком от современного драматургического племени. На мой взгляд, белорусская драматургия сегодня вырвалась в авангард европейского мышления. Её охотно ставят и в Москве, и за границей – благодаря Елене Поповой, которая выпустила свой курс драматургов.
Наш спектакль о том, как сложно найти свой путь, как сложно, ошибаясь, стоя на краю, удержаться и не скатиться в пропасть собственного «я». Ведь наше эго часто ласкает наш слух – чаще, чем всё приобретённое человеком, хранимое в запасниках его помыслов и нашей культуры.
В принципе многие мои постановки об этом. Я исповедую этот поиск. Нужно в себе прежде всего откопать такую возможность – устоять перед этим соблазном. Художнику нужно суметь быть официально признанным, но не всегда идти на компромиссы. Ведь есть моменты и бескомпромиссного решения вопросов. Нельзя всё время идти на уступки!..


Игра важнее слова
– Вы от себя что-то добавили в пьесу?
– Обычно я предельно сокращаю материал, потому что мне кажется, что игровая структура важнее, нежели слово. Если мы сохраним, например, в Островском, Стринберге, Достоевском все слова и гениально поставим спектакль, он будет идти, как у Някрошюса Шекспир, пять часов, то все уйдут из зала!..
– Присутствует ли в описываемом конфликте двойное дно?
– Да. В вечном конфликте всегда присутствует двойное дно, потому что мы не можем полностью высказаться, дабы не раздражать собеседника! Прежде всего – официального собеседника. Даже я, остро ощущая какие-то вещи и выражая несогласие с ними, выражаю осторожно – по той причине, что придёт человек и воспользуется моим протестом. Вывернет его с точностью до наоборот. Вместе с тем стереотип коллективного мышления, массового сознания – нет ничего страшнее для человека, и особенно для творчества.

Монопремьера в Смоленской «драме»


Танго в начале туннеля
– Есть ли эротика в спектакле?
– Разумеется. Физическое начало – часть целого, часть живой природы человека. Пока человек не удовлетворён, он не сможет даже нормально вести диалог. Даже, как ни странно, с Богом.
– Стиль танго – это символ ретро?
– Да. А ещё – символ потерь, заблуждений и символ становления, укрепления личности – через отрицания, через катастрофу. Человек всё-таки встаёт и обращается к Богу: Господи, прости!
– Достаточно неожиданно…
– «Танго» – это материал знаковый, потому что он – типичный для ошибок, для заблуждений наших современников. Это момент генетической памяти, стрессов, а стрессы активно вошли в природу человека XXI века и активно влияют на его природу. Момент деформации, момент искривлённого взгляда на мир, на самые сущие вещи – от этого не уйти!
– Любопытно, как вы объясняли свой замысел тем людям, от которых зависит судьба спектакля?
– Своему воображаемому собеседнику я бы сказал так: это – про вас, это – про меня. Это – про то великое благо, которое мы испытали, живя в том времени. Про то, как мы сохранили всё лучшее, что было там, отказались от всего худшего, что было, и пришли вот к такому результату. Я имею в виду целое поколение.
– Насколько я могу судить, ваша новая постановка продолжает главную тему вашего поиска – проблему отцов и детей…
– Пожалуй, да. Молодому человеку всегда кажется, что мы живём неправильно. Он всё подвергает сомнению: всё – плохо, всё – не так! И вот сейчас перед вами человек, который тоже когда-то говорил: «Всё – не так!» Проходит время, и я, а также мои ровесники начинаем говорить: «Да нет! Там было намного интереснее! Там были достаточно ясные дороги, задачи, цели. Всё было выверено до звона – что кому нужно. Другое дело, что выполнить эти заветы и романтические идеалы, о которых мечтало человечество, – утопично, неосуществимо».
– Что за музыка звучит в спектакле?
– Она компилятивна. Не следует «растаскивать» её на отдельных авторов. Музыка тоже несёт в себе заряд общего состояния, Мировой Души, скажем так.
16 марта Coffeetime выступит в Смоленске
В Смоленске стартует танцевальный марафон

Другие новости по теме