Аргентинское танго в Смоленске
13 декабря в концертном зале имени Глинки выступил вместе со Смоленским камерным оркестром гитарист Юрий НУГМАНОВ, исполнив произведения Астора Пьяццоллы.В программе прозвучали такие известные произведения аргентинца, как Oblivion, Ave Maria, «История танго». Самых продолжительных оваций заслужила мелодия Libertango, известная слушателям по многим фильмам.
Во второй части концерта гитарист исполнил сольные номера. Слушателей порадовали произведения испанских и русских композиторов, среди которых «Гранада» Августина Лары, вариации на тему «Ехали цыгане» Сергея Орехова и другие.
После концерта Юрий Нугманов поделился впечатлениями от совместного выступления со Смоленским камерным оркестром и своими творческими планами:
– Вы знаете, музыканты всё знают про сцену, солисты ли они или в оркестре играют. Поэтому, как правило, везде встречаешь взаимопонимание. И ничуть не легче было самому оркестру играть, чем мне одному. Выступать вместе было очень приятно, у вас замечательный оркестр. Меня даже, честно говоря, немного удивило, что музыканты без труда справились с такой музыкой. Потому что я с некоторыми коллективами сталкивался, где музыка Пьяццоллы, которая характерна сложными ритмами, вызывала проблемы.
– В чём, по-вашему, новаторство Пьяццоллы как композитора?
– Прежде всего – в придании танго новой формы и статуса. Как и все профессиональные композиторы, которые брали народную музыку, то есть музыку из самых истоков, применяя композиторскую технику, делали её даже не то чтобы универсальной, а я бы сказал – интернациональной. Потому что самого Пьяццоллу в Аргентине ругали, были ортодоксы танго, которые говорили, что он с джазом связан. Но Пьяццолла сделал танго любимым и известным во всём мире. То есть создал инструментальную музыку на основе танго – то, чего не было до него.
– В чем же секрет страстности танго?
– К сожалению, ничего нового я тут не могу сказать. Конечно же, в любви. Понятно, что танго – это пара, когда мужчина и женщина танцуют. Те искры и тот магнетизм, который существует между ними, – это самое основное.
– В одном из ваших предыдущих интервью вы, так же, как и Александр Орлов, говорили, что музыка прошлого – это чувства. Тогда как музыка современности – разум. Пьяццолла по сути не так давно умер, в 1992 году. Его музыка – это всё-таки нечто эмоциональное или рациональное?
– Пьяццолла однозначно современный композитор. И он был прежде всего искренен. Это вообще не так просто. Он был наполнен этой музыкой. Хотя он тоже сомневался, он не думал, что танго, которое он играет, имеет какую-то ценность. И композиторы, с которыми он общался, ему сказали: «Ты и пиши в этом стиле, именно в стиле танго». И поэтому ему самому удалось создать на основе танго более развёрнутые произведения, инструментальные в том числе, сохранив всю эту первозданность, красоту, эмоциональность, мелодичность. Это же невероятно мелодичная музыка. Даже какие-то второстепенные голоса – красивые мелодии. Поэтому музыканты так любят его играть. Пьяццолле самое главное удалось. Так же, как Чайковскому удалось в русской музыке сделать классические произведения и симфонии, но при этом сохранив то, что ему дала народная музыка.
– Сложнее ли с помощью одного инструмента без сопровождения оркестра вызвать в слушателе определённые чувства, передать эмоции? Или, наоборот, это плюс, и музыка, таким образом, подаётся в некоем концентрированном виде?
– Дело в том, что когда я играю с оркестром, я просто один из его музыкантов. По большому счёту, мы с Андреем, солистом, как раз на эту тему говорили, – могли бы вполне сесть в середину оркестра. Потому что при такой музыке все несут одинаковую нагрузку. Что же касается моего сольного исполнения на гитаре, то, конечно, когда один играешь, ты за всё отвечаешь. Но при этом ты сам всё делаешь. И потом, у нас ограниченность по времени определённая. Я только приехал, мы порепетировали два раза с оркестром, и всё. Конечно, если бы мы сыграли десять раз подряд, то и звучало бы это по-другому. Но такая жизнь у музыкантов...
– Поделитесь своими творческими планами на ближайшее время.
– Может быть, как раз с Александром Орловым, вашим замечательным дирижёром, мы что-то ещё придумаем, тем более что сейчас есть действительно очень интересная музыка. Так, есть замечательный композитор, совсем молодой, который написал фантазию на тему The Beatles для оркестра и гитары, и это очень красиво. Есть ещё произведение того же Сергея Ильина, санкт-петербургского гитариста, который сделал эти замечательные аранжировки Пьяццоллы, концерт, который называется MIDIterranean Concert. Здесь игра слов: Mediterranean – «средиземноморский» и midi – «компьютерный протокол», то есть концерт для midi-гитары и оркестра. Очень интересная и современная музыка!