Он возрождал гнездо Твардовских
В эти дни младшему брату поэта Александра Твардовского – Ивану Трифоновичу – исполнилось бы 95 лет. Он ушёл из жизни на 89-м году, оставив после себя заметный след. И это при том, что судьба его, в сравнении с другими братьями и сёстрами, наиболее трагична: высылка с раскулаченными родителями на Северный Урал, побег с места поселения, бродяжничество и лишения, война, плен, побег из плена, проживание на чужбине. После возвращения на Родину – сталинские лагеря, Чукотка. Будучи судимым за особо опасное государственное преступление (ст. 58-1б УК РФ), И.Т. Твардовский постоянно испытывал в советское время настороженное внимание к себе.Однако Иван Трифонович не озлобился, не сломался. Трудолюбие, жизненная закалка, талантливость всегда выручали его. После освобождения в 1952 году проживал в Смоленске, Нижнем Тагиле, Хакасии, но малая родина всегда звала его. С наступлением quot;оттепелиquot; и демократизации страны Иван Трифонович возвратился на Смоленщину.
Именно ему первому пришла мысль о восстановлении разорённого родового гнезда Твардовских, и он областному музею-заповеднику предложил макет хутора Загорье. Первый секретарь обкома И.Е. Клименко поддержал благородную идею, и Иван Трифонович переезжает на свою малую родину (увлечённый и воодушевлённый), чтобы помогать в реализации этой задачи. Будучи замечательным столяром-краснодеревщиком, он по памяти восстановил семейную мебель для дома-музея. Проявился в нём и очевидный писательский талант: книга quot;Родина и чужбинаquot; стала одной из немногих, рассказывающих о трагических событиях 30-х годов на Смоленщине – раскулачивании наших крестьян. Полагаю, что поэт гордился бы таким братом…
Последние годы своей жизни Иван Трифонович прожил на Смоленщине, окружённый вниманием и почётом. Согласно завещанию, похоронен был на своём родовом кладбище в Сельце, в 20 километрах от Починка.