Вспоминая Веру Самарину

Фото: © из личного архива автора

Культура

Вспоминая Веру Самарину

1 декабря 2025 года в 13:30

В субботу, 29 ноября, в Спасо-Вознесенском женском монастыре простились с заслуженным художником России Верой Евгеньевной Самариной (17 августа 1940 – 27 ноября 2025).

Большой художник и педагог, Вера Самарина оставила яркий след в изобразительном искусстве.Участвовала практически во всех выставках – не только областного значения, но и всероссийских и международных. Произведения Самариной хранятся в художественном фонде Российской Федерации, смоленских музеях, частных коллекциях в разных странах.

Она не только создавала, но и пропагандировала искусство. В своё время в Москве в Центре непрерывного профессионального художественного образования академика Бориса Неменского проходила персональная выставка Веры Самариной, где было представлено более 50 графических работ, выполненных в самой разнообразной технике: цветная литография, линогравюра, рисунок и т.д. Вера Евгеньевна лично проводила экскурсии и мастер-классы для студентов художественно-графического факультета Российской академии образования, а также для учителей. В одном из учебников по изобразительному искусству, выпущенному в издательстве «Просвещение», в главе «Натюрморт в графике» в качестве иллюстрации напечатана репродукция смоленского художника Веры Самариной.

Если признать, что искусство – отражение внутреннего мира и характера мастера, то заслуженный художник России Вера Самарина жила радостно и открыто, словно бы, если можно так сказать о человеке, настежь. Сама выбирала то, что может полюбить, и полностью растворялась в этой любви. Иначе, мне кажется, невозможно объяснить густую эмоциональность бессчётного числа её «подсолнухов», «маков», «рыб», так же, как и «храмов» и всевозможных «видов».

С творчеством Вера Евгеньевна успешно сочетала преподавательскую работу. Собственно, москвичи Вера и Вячеслав Самарины приехали в Смоленск преподавать. Окончили художественно-графический факультет Московского педагогического института и получили распределение на работу в Смоленск. Последовали за своими друзьями, которые окончили институт раньше: Владимиром Ельчаниновым, Ниной Агеевой и Валерием Ласкиным – самыми первыми из москвичей, основателей худграфа в Смоленском пединституте.

В 1960 году в нашей стране на правительственном уровне было принято решение создать художественно-графические факультеты во всех педагогических институтах. Не хватало специалистов учить детей рисованию и черчению. Вот и разлетелись выпускники худграфа Московского пединститута, который был тогда едва ли не единственным в СССР. «Главное для нас было, – вспоминала Вера Евгеньевна, – испытать себя, применить на практике полученные знания. Привлекало также и то, что в провинции можно было быстрее вступить в Союз художников. А это выставки, поездки в Дома творчества, словом, совершенствование в профессиональном мастерстве. Так что не меркантильный, конечно, но интерес присутствовал. Легче в провинции было и с мастерскими».

За несколько лет в Смоленске сложилась своя художественная среда, которую фактически никто из прибывших из столицы молодых художников покинуть не захотел, хотя на педагогическом поприще остались не все. Вера Самарина – одна из немногих, кто отдал преподавательской работе более полувека.

Как художнику ей было присуще любование красотой простых вещей, зачастую уже вышедших из употребления. Впечатление, что она испытывала чувство благодарности за то, что дано ей всё это увидеть исделать достоянием других. Её могло увлечь нечаянно обронённое птичье перо, осенний листок, старинная керосиновая лампа, только что испечённый хлеб, причудливые переплетения корешков петрушки или просто вид из окна…

«Окна нашей жизни» – таково название серии её работ, выполненных в смешанной технике: акварель, карандаш и разные другие материалы. Сколько поводов для размышлений содержится в этих простодушных, на первый взгляд, окошках!

В своё время Союз художников СССР предоставил Вере Самариной творческую поездку на три недели в Монголию. «Я первый раз была в восточной стране, – рассказывала она, – и была сражена всей этой экзотикой!От Монголии у меня две серии работ: одна пейзажная, там линогравюры, вторая – литография, это гравюра на камне. Сначала рисуешь на литографском камне цвет за цветом. Литографии я делала в Москве, поскольку в Смоленске нет необходимого оборудования».

В последние годы Вера Евгеньевна в основном занималась уникальной графикой.

Её работы, выполненные цветными карандашами, очень напоминают цветную литографию. Темы здесь самые разные. Это упомянутые уже «Окна», серии «Старина», «Сотворение хлеба», «Изобилие», потрясающий по экспрессивному воздействию триптих «Память», впервые показанный ещё на международной художественной выставке «Победа» в честь 60-летия Великой Победы. Казалось бы, незатейливые композиции: льняные вышитые полотенца, фотографии красноармейцев в общей самодельной рамке, приставленные рядом с иконами к стенке, восковая свечка в гранёном стакане или, по русскому обычаю, накрытая ломтиком хлеба стопка. Словом, память…

Летом худграфовцы, преподаватели и студенты, уезжают на пленэр. Рядом со своими учениками рисовалаи профессор Самарина. На графических листах запечатлены поразительной красоты и архитектуры монастыри Пскова: Псково-Печерский, Мирошский, а также Псковский Кремль – уникальные сооружения XV века. Нарисовано с натуры во время поездки со студентами в Псковскую область.

В мае 2016 года в Крыму, в одной из самых южных точек, выходящих к морю, – урочище Батилиман(Глубокий залив) – благодаря инициативе заслуженного художника Крыма Сергея Шевченко был организован пленэр, на который кроме местных мастеров были приглашены художники со всей России. Из смолян откликнулись двое – научный сотрудник Культурно-выставочного центра имени Тенишевых Мария Потапова и заслуженный художник России Вера Самарина. Крымские художники, большинство из которых живописцы, были очень признательны за мастер-класс по графике, проведённый профессором Смоленского государственного университета.

Как водится, каждый из участников подарил организаторам пленэра по две свои работы. Все они представлены в экспозиции музея писателя Александра Грина, который последние годы жизни провёл в Крыму и похоронен в городе Старый Крым.

Вера Евгеньевна много успела сделать и за два трудных для неё года, прошедших со дня кончины народного художника России Вячеслава Самарина. Подготовила его персональную выставку в Тенишевском культурно-выставочном центре, а также мемориальную мастерскую его имени в Доме художника. Всё это потребовало больших творческих, организационных и просто физических усилий. И там, и там проводила экскурсии для школьников, студентов и всех интересующихся творчеством.

Вячеслав Самарин, по собственному выражению Веры Евгеньевны, был для неё жизненным ориентиром. Она всегда с ним советовалась, абсолютно доверяя его художественному вкусу. Гордилась его успехами в творчестве и его известностью в творческой среде. Рассказывала, что после того, как репродукцию картины Самарина «Рядовой Мухин с войны не вернулся» в конце 80-х годов опубликовал ко Дню Победы журнал «Огонёк» со статьёй знаменитого Саввы Дангулова в качестве комментария, практически вся огромная страна узнала художника из нашего небольшого города. Журнал тогда выходил многотысячным тиражом.

Похоронили Веру Евгеньевну на Одинцовском кладбище рядом с мужем – народным художником России Вячеславом Фёдоровичем Самариным.

Всем, кто знал Веру Евгеньевну Самарину, будет ощутимо её не хватать.

Светлана Романенко

«Время, вперёд!»
Смоленская область предлагает беспрецедентные меры поддержки молодым специалистам