Жду даже тех, кто меня не любит!
Известный в Смоленске фотограф Георгий Кошелев в преддверии своей персональной выставки «Три столицы: Смоленск – Санкт-Петербург – Москва» (0+) в галерее «Смоленский вернисаж» рассказал нашему изданию о любви к родному городу, о смысле духовности и тонкостях фотоискусства.

– Я сам родом из Смоленска: здесь, в этом замечательном городе, родился и живу. В один прекрасный момент, будучи совсем молодым человеком, благодаря своему учителю и наставнику, известному фотографу, члену Союза фотохудожников России, Николаю Дементьеву, не на шутку увлекся фотографией. Николай Семенович организовал свой фотоклуб, где и «подружил» меня с фотоаппаратом – до того совершенно не умел с ним обращаться. С этого момента реальность заиграла для меня совершенно новыми красками: посмотрел на свой любимый город и его достопримечательности совершенно под другим углом зрения… Увлеченно начал снимать, снимать, снимать. Смоленск настолько прекрасен! Столько в его красотах ярких, необычных моментов. Вот так, учась на 4 курсе Смоленского филиала МЮИ, я будто заново познакомился с родными городом. И теперь стараюсь активно участвовать в его культурной жизни, воспевать его красоту, и мы, активная молодежь, стараемся вносить свою лепту в то, чтобы наш Смоленск становился ярче и лучше. Цель моих работ – не только показать красоту Смоленска самим горожанам, но и туристам, впервые приезжающим сюда. К слову, на сегодняшний день являюсь членом Русского географического общества, активно сотрудничаю с клубами предпринимателей.
– До знакомства с Николаем Дементьевым вы уже пробовали фотографировать? Может быть, рисовали?
– Моя мама профессиональный художник – Марина Георгиевна Чебарова. Ее имя и многие работы известны в Смоленске: кстати, сейчас она создает настенную живопись для одного из топовых отелей нашего города. Когда я был маленьким, мама дома постоянно рисовала. Я видел эти холсты, вникал в ее творчество и, глядя на нее, тоже пробовал рисовать. В то время к ней в студию часто приезжал фотограф, который снимал ее картины. Это Игорь Константинович Чернов, который является председателем Смоленской организации Союза фотохудожников России. Его фотоаппарат вызывал у меня огромный интерес, особенно завораживало мерцание вспышки. Очень хотелось хотя бы подержать его в руках… А еще мне очень нравилось рисовать машины. Когда стал постарше, мне в руки попал первый кнопочный телефон с цифровой камерой (тогда они только-только начали входить в нашу жизнь). Жаль, в то время камеры были еще очень несовершенны: на фото того времени были очень видны размытости и пиксели. Меня это расстраивало, я мечтал познакомиться с настоящим фотоаппаратом, и однажды, в колледже, представилась такая возможность: только я, увидев изобилие кнопочек на корпусе аппарата, совсем не знал, что с ними делать… Так что первые мои фото никак не тянули на профессиональные. И вот, решил записаться в фотокружок: так получилось, что моим первым преподавателем стал Александр Стацура. Александр Сергеевич был очень занятым человеком, времени на преподавание оставалось мало, он уволился из-за большого числа проектов и предложил занять его место в кружке фото-видео СОГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» Николая Дементьева. Знаете, у нашего прекрасного города есть одно свойство: притом, что он постоянно растет и развивается, он, можно сказать, тесен – так что мой замечательный преподаватель известен многим, и моя мама с самого начала Николая Семеновича тоже хорошо знала и даже часто ездила с ним на выставки.
– Благодаря Николаю вы увлеклись фотографиями на духовную тематику?
– Да, так и получилось. Стиль работ Николая Семеновича очень интересный – жанровая фотография. Он за свою карьеру много снимал, например, бабушек и дедушек в далеких глухих деревнях. Еще мне очень запомнился его фоторепортаж с одной из исторических реконструкций. У него много репортажной съемки, так как он работал во многих СМИ и в пресс-службе Смоленской епархии. Вот так и получилось, что благодаря своему учителю я не только вошел в мир фотографии, но и также познакомился с епархией, где отработал целый год. Конечно, график работы был плотный, совмещать с учебой было тяжело. Но я как-то умудрялся учиться и работать в штате. Вошел в мир нашей смоленской журналистики, получил возможность фотографировать в Москве Святейшего Патриарха Кирилла. Впечатления об этой поездке сохранились очень яркие. Я тогда впервые отправился на далекое задание один, с дорогостоящей камерой. Помню, прибыл в Храм Христа Спасителя очень рано, за час до съемки. Внутри было очень много людей, зайти было достаточно сложно, столько было охраны… Проходя через кордоны, я получил большой стресс: нас проверяли очень досконально – даже сотрудников епархии. Это неудивительно: чтобы получить возможность снимать личность такого масштаба, нужно очень сильно постараться – и не факт, что ты получишь заветную аккредитацию.
– Помимо городского «стрита» и духовной тематики, какие темы вам наиболее близки?
– Обожаю событийную съемку! Где есть динамика, движение, особенная атмосфера. Например, очень люблю свадьбы, крестины, бизнес-встречи и корпоративы. В клубах фотографировал разные ивент-события, даже концерты, хотя клубная аудитория порой достаточно сложная – люди приходят разные, бывают агрессивные. Сам жанр мне интересен, но есть свои нюансы. Модные нынче у молодежи съемки «дорогой жизни», «лакшери» для соцсетей мне тоже по-своему интересны – только во многих случаях вся эта глянцевая «картинка» не соответствует действительности. Я считаю, нужно показывать нашу реальную жизнь, а не стремиться к западной культуре, создающей «мифы» о мнимой успешности. Кстати, и Николай Дементьев тоже учил меня чистоте снимка, естественности, с минимальной обработкой. Когда фото очень сильно обрабатывается, оно уже переходит в жанр арта. Да, конечно, меня тоже завораживают возможности нейросетей, и я много ими занимаюсь, но не теряю связь с реальностью.
Городской стрит – обожаю. Мое любимое место в Смоленске – наш замечательный парк Блонье. Там много прекрасной архитектуры: начиная с Художественной галереи, заканчивая Смоленской филармонии, с которой до своего прихода в епархию я активно сотрудничал.

– Если говорить о выставочной деятельности, какие выставки для вас стали наиболее запоминающимися?
– Не так давно мы вместе с моей коллегой Юлией Зуевой проводили в городе совместную выставку «О Смоленске и не только». Проект получился интересный. Я получил подтверждение своего выставочного потенциала, начал получать любопытные предложения, многие фото у меня даже выкупили. Например, Центр развития туризма Смоленской области. Хочется двигаться дальше: показать людям не только наш город, но и другие города. В экспозицию будущей моей выставки в «Смоленском вернисаже» будут добавлены фото моего любимого Санкт-Петербурга, Москвы.
– Если говорить о съемке мечты, какое событие хотели бы поснимать?
– Очень хотелось бы пофотографировать свадебные традиции других стран мира. Ведь культура бракосочетания в разных странах мира носит свои индивидуальные черты. Например, в Китае, Индии. Как-то раз в Смоленске мне посчастливилось снимать одну межнациональную свадьбу: невеста – русская, жених – мусульманин. Было невероятно увлекательно! К слову, свадьбы меня учил снимать Дмитрий Гвоздик, наш смоленский профессиональный свадебный фотограф – а с ним, в свою очередь, меня тоже познакомил Николай Дементьев.
– С кем вам было наиболее интересно работать, кого снимать?
– Думаю, что с нашими смоленскими священниками. Это всегда люди очень одухотворенные, мудрые, образованные. Можно и пообщаться, и какое-то важное для себя напутствие получить. С большим удовольствием всегда работал с главой Смоленской митрополии, архиереем Русской Православной Церкви, митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. Человек очень мудрый, наполненный, многогранная личность. Еще было очень интересно фотографировать концерт великого Юрия Абрамовича Башмета в Смоленске.
– Если говорить о технике: с какими фотоаппаратами предпочитаете работать?
– Если речь про «цифру», то предпочитаю Canon r6 и Canon 5d. У них особый характер, хотя это фотоаппараты первого поколения. Да, есть коллеги, которые по-прежнему увлечены «пленкой», но я скажу так – если хотите разорить своего друга, купите ему пленочный фотоаппарат.
– Как относитесь к критике? Ваше имя часто упоминают в соцсетях, это не всегда только восторженные отзывы.
– Да, меня регулярно критикуют! Но если критика обоснованна, я всегда прислушиваюсь, стараюсь расти дальше. Но если это просто огульный хейт, как бывает в наших местных пабликах, то всегда отвечаю так: «Хейтеры – люблю вас!». Равнодушие – вот что по-настоящему плохо.
– Приближается открытие вашей персональной фотовыставки в галерее «Смоленский вернисаж». Что мы там увидим?
– Я планирую представить более 40 работ, еще пока выбираю, какие именно. Хотелось бы показать гостям как можно больше. Многие из этих фото побеждали во многих конкурсах, например, проводимых администрацией нашего города – и я был финалистом. Моя задача – с помощью фотоискусства привлечь на наши туристические маршруты столичных гостей, людей из других городов России, чтобы мои работы помогали развиваться туризму, и чтобы слава о Смоленске шла далеко за пределы нашей страны. Приглашаю на открытие выставки всех! И даже тех, кто по каким-либо причинам меня не любит. Всегда готов встретиться и пообщаться!

Выставка «Три столицы: Смоленск – Санкт-Петербург – Москва» (0+) откроется 21 ноября 2025 года в 17:30 в галерее «Смоленский вернисаж» (Дворец культуры профсоюзов, ул. Ленина, д. 16, 2 этаж). Вход свободный 21, 22, 23 ноября, далее – по предварительной записи в телеграм-канале и сообществе «Смоленского вернисажа» в соцсети «ВКонтакте», а также в дни концертов в ДК профсоюзов.
Инна Петрова